Диакон Андрей Кураев

Буддизм и христианство (Часть 4)

он был приведен в

бытие.


С точки зрения Лазарева, все обстоит весьма иначе. Есть некая

инстанция, которая разумно управляет течением кармы. У нее есть свой

план относительно людей. И судьба человека, условия его нового

рождения зависят не от того, как раньше жили составляющие его

элементы, а от того, какой смысл вкладывает в это его воплощение некий

'Владыка Кармы'.


Лазарев называет его Богом. И в его представлении Божественный Промысл

работает с человеком так: 'Чтобы накопить духовный потенциал, он

должен был пройти полную нищету и не упасть при этом духом. Вынести

самые тяжкие удары судьбы. Происходящие события заставят его

усомниться в разумности и справедливости окружающего мира, и чтобы

сохранить свой потенциал, он должен быть устремлен к Богу. Потом

человеку дадут физическую ущербность, а не материальный капитал. В

следующей жизни ему дадут возможность вырваться вперед, почувствовать

себя намного способнее других и тут же пошлют смерть, чтобы ощущение

превосходства над другими ассоциировалось у него со смертью. Так

постепенно будут увеличивать амплитуду, даруя все больше земных

возможностей и счастья, а потом разом разрушая все это, чтобы человек

постепенно перемещал цель жизни на любовь к Богу' [920]. 'В этой жизни

к деньгам допускают того, кто в прошлой их не имел и о них не думал'

[921].


Так кто же допускает или не допускает человека к деньгам? Кто

сознательно дает ему возможность жить радикально в иных условиях, чем

в прежней жизни? Кто заботится о том, чтобы человек не впадал в

некоторые грехи, а для того заранее, до их совершения дает ему

болезни, препятствующие той или иной страсти ('Зацепка за мудрость...

блокируется эпилепсией, шизофренией, диабетом, астмой, онкологией,

сердечно-сосудистыми заболеваниями' [922])? Кто, наконец, убирает

человека из жизни именно из опасения, как бы тот не испортил себе

карму?


Так можно говорить только с позиций теизма. Если Лазарев всерьез

настаивает на этих своих мыслях -- он должен покинуть индийскую

философию, покинуть оккультизм и принять библейское понимание Бога.

Бог -- вечный и самосознающий разум. Дух, который есть Любовь я

который в своей свободе и в своей любви вне Себя создал мир как

материальный, так и духовный. Вечный Бог по ту сторону времени и

пространства. Бог создал космос, но Бог не есть ни космос, ни его

законы.


Но если Лазарев примет последовательно теистическую позицию, то будет

невозможно писать бессмыслицу вроде 'Есть Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух.

Бог-Сын -- материя, Бог-Дух -- поле, пространство, Бог-Отец -- то, что

их рождает вместе' [923]. Лазареву придется осознать, что космос --

это отнюдь не Бог. Бог -- это не 'космическая энергия' или 'поле', или

'единство вещество-энергия' ('Информация, энергия, вещество составляют

единое целое. В христианстве -- понятие Святой Троицы' [924]). Это --

Создатель мира. И именно потому, что Бог не есть ни мир, ни его часть.

Он может менять то, что случается в мире. Всемирную кармическую цепь

может остановить Тот, Кто не скован ею.


Если нет евангельского Бога, о котором Отцы говорили, что вся бездна

грехов человека перед Его любовью -- что горсть песка перед морем, то

человеку нет послабления от слепого действия безликого и

нерассуждающего закона кармы. Как однажды написал сам Лазарев,

'система полевой регуляции -- это обратная связь Вселенной. Суть ее

заключается в том, что любое действие человека, хорошее или плохое,

через единство информационно-энергетического поля Вселенной

возвращается к нему обратно' [925].


Может быть, Лазарев пересмотрел свои взгляды и отказался от понимания

Бога как 'системы полевой регуляции', которую он отстаивал в первой

своей книге. Но в таком случае (хотя бы для того, чтобы не отягчать

своей кармы) имело бы смысл во второй книге повиниться перед

читателями: 'простите, уважаемые, я ложно говорил о Боге, я говорил о

том, что дурно понимал, но теперь мой взгляд стал более близким к

Евангелию, а потому я прошу вас забыть то, что я говорил о Боге и

Карме в первой книге и прошу простить мне мое невежество'. Пока