Диакон Андрей Кураев

Буддизм и христианство (Часть 4)

Дармакирти (величайший буддийский философ, живший,

вероятно, в 7 в. н. э.) отрицает реальность познаваемого нами мира

явлений и на этом останавливается. Шанкара же отрицает реальность мира

явлений только для того, чтобы этим путем установить истинное бытие

своего Брахмана -- единой и вечной духовной субстанции [859].


И хотя сам Шанкара был пантеистом и не признавал реальность Личного

Бога, все же, по наблюдению Г. Померанца, 'большинство философов,

живших после Шанкары -- это бхакты, поклонники божества в какой-то

определенной, личной форме, творца и спасителя. Точка зрения адвайты

их не устраивает. Мадхва пошел еще дальше, совершенно отрицая

тождество человека Богу. Он утверждает четыре различия: Бога и души,

Бога и материи, души и материи, отдельных душ и отдельных частиц друг

от друга' [860]. Это уже, замечу, концепция, вполне близкая

средиземноморским религиям (так что если уж и наводить мосты между

мыслью Запада и Востока, то делать это лучше не в 'Шамбале', а через

традицию индийского персоналистического теизма).


Философы нашли свои аргументы для преодоления буддизма, а народ --

свои. 'Жизнь мирян, сочувствовавших буддизму, слишком мало изменилась,

-- замечает тот же автор. -- Если раньше полноценным духовным

существом был брахман, то теперь им стал монах. Сочувствующие могли

'получить заслугу', подавая ему милостыню, и за это надеяться на

лучшую карму в следующем рождении; но то же самое предлагает верующему

любая религия Индии. Никакого преимущества здесь у буддизма не было.

Напротив, кое-что античные учения положительно отымали у народа:

красочность праздника. Люди по-прежнему страдали от кастовой

скованности, нищеты, унижений, произвола, болезней, старости, смерти.

Но, в добавление ко всем этим бедам, поблек праздник. Новые,

интеллектуалистические учения были в этом отношении беспощадны.

Народную праздничную стихию они отвергали с порога. В буддийской

серьезности есть своя музыкальность; но это музыкальность минорного

лада, не всем доступная. В восприятии народа это музыка, пригодная

только для похорон. В Китае буддийского монаха, пришедшего на свадьбу,

могут побить (монах на свадьбе считается дурным предзнаменованием).

Примерно так же обстоит дело в Японии. свадьбу играют с жрецами

местной религии синто, буддийских бонз приглашают на похороны' [861].


В результате уже к IV веку н.э. даже в месте рождения Будды

буддистов не осталось... 'Повсюду в средние веке мировые религии

вытесняют и поглощают местные культы, -- в Индии наоборот: местная

религия, индуизм, поглощает мировую, буддизм', -- констатирует

Г.Померанц [862]. Я бы, впрочем, это оценил иначе: повсюду в 'средние

века' более человечные идеи вытесняют более бесчеловечные культы (за

исключением, пожалуй, иудаизма, трансформировавшегося из открытой

религии в замкнутый национальный культ, и из ясной монотеистической

религиозной системы в люциферическую каббалистику -- зародыш 'Тайной

Доктрины'). Индуизм отстоял право человека не быть только философом

субъективно-идеалистического вкуса.


Те же народы, что на периферии индийской культуры приняли буддизм *,

наполнили его философскую терминологию своим культовым содержанием. Но

принятие буддизма надолго задержало их религиозное развитие. Буддизм

полемизирует с монотеизмом. Эта полемика могла быть достаточно

интересной и плодотворной в народе с развитой философской культурой,

уже прорвавшейся сквозь многобожие к пониманию Единства. Но когда

антимонотеистический запал буддистской проповеди попал в руки к

шаманским племенам, он оказался средством для консервации самых

примитивных форм религиозности. Родился тибетский ламаизм.


-----------------------

* Впрочем, и они приняли буддизм не без проблем. Когда на китайского

'учителя Закона' Гиуэн-тсанга слишком рьяно начали нападать буддисты

иного толка, царь Харша (от 606 до 638 г. по Р.Х.) издал приказ:

'тому, кто осмелится говорить против него, будет отрезан язык'; 'с

этого момента', скромно добавляет повествователь, 'последователи

заблуждений устранились и исчезли, так что за целых 18 дней не нашлось

желающих вступить в