Диакон Андрей Кураев

Буддизм и христианство (Часть 4)

/>

духовный опыт христианина, если в них появляется примесь буддизма, мы

сейчас рассмотрим подробнее. Сначала возьмем предельный случай, а

затем более частный. Сначала посмотрим, как доктрина кармы в целом

соотносится с Евангелием, и к каким выводам приводит теософов попытка

переиначить христианство под Карму. Затем приглядимся к попытке С.

Лазарева примирить кармизм и Евангелие.


Евангелие возвещает людям прощение. Прощение -- это не перемена

отношения Бога к нам. Это -- освобождение от греха. Мое прошлое больше

не определяет автоматически мое будущее. Если я откажусь отождествлять

себя с тем дурным, что было в моей жизни, -- Бог готов меня принять

таким, каким я стану в результате покаянного преображения, и готов не

поминать того, что было в моей жизни прежде.


Прежде всего покаяние и есть такое растождествление, волевое и

сердечное отталкивание от того, что раньше влекло к себе. Много раз

уже говорилось, что 'покаяние' (греческое 'метанойя') означает

'перемену ума'. 'Было просто стыдно грешить, -- описывает покаянное

пробуждение христианская писательница. -- Грех окончательно перестал

быть чем-то привлекательным. Он казался теперь глупым, суетным,

мелким' [874]. Это именно событие во внутренней жизни человека. Не

ритуал и не скороговоркой пробормотанное: 'Господи, прости'. Это --

крик, поднимающийся из сердца: 'я больше не хочу так жить, я больше

не хочу Тебя терять!' Покаяние -- не просто 'критическая самооценка';

это движение души к потерянному было Богу


И это движение столь значимо в себе самом, что способно мгновенно

создать нового человека. 'Брат спрашивал авву Пимена: я сделал великий

грех и хочу каяться три года. -- Много, -- говорит ему Пимен. -- Или

хотя один год, -- говорил брат. -- И то много, -- сказал опять старец.

Бывшие у старца спросили: не довольно ли 40 дней? -- И это много, --

сказал старец. Если человек покается от всего сердца, и более уже не

будет грешить, то и в три дня примет его Бог' [875].


Именно потому, что покаяние -- это путь, движение, подвиг, в

святоотеческой мысли своим антонимом оно имеет... 'отчаяние'.

'Покаяние есть отвержение отчаяния', -- определяет преп. Иоанн

Лествичник [876]. Отчаяние говорит: ты не сможешь быть другим. У тебя

нет будущего. Откажись от труда. Теперь тебе терять уже нечего -- так

поживи 'как люди'. Отчаяние учит видеть в Боге голую Справедливость.

Если ты нарушил закон -- от воздаяния не уйти. Мысль о Боге тогда

становится предметом ужаса... Не страх Божий поселяется в человеке, а

страх вспоминать о Боге.


Поэтому и советует преп. Иоанн Лествичник: 'Если мы пали, то прежде

всего ополчимся против беса печали' [877]. Иногда логика этой борьбы

может подсказывать неожиданные средства для духовной самозащиты от

искушения отчаянием.


'Пролог' (21 мая) рассказывает о том, как необычно некий инок

избавился от впадения в отчаяние: Некий брат пошел набрать воды в реке

и встретил женщину, стирающую одежду, и случилось ему пасть с нею.

Сделав же грех и набрав воды, пошел в келию. Бесы же, приступая и

воздвигая помыслы, опечаливали его, говоря: 'Куда ты идешь?

Нет тебе спасения! Зачем мира лишаешь себя?' Познав же брат, что они

хотят совершенно его погубить, сказал помыслам: 'Откуда вы пришли ко

мне и опечаливаете меня, чтобы я отчаялся? Не согрешил я, -- и снова

сказал: -- Не согрешил'. Войдя же в келию свою, безмолвствовал, как я

прежде. Бог же открыл одному старцу, соседу его, что такой-то брат,

пав, победил. Этот старец пришел к нему я говорит: 'Как ты

пребываешь?' Он же говорит: 'Хорошо, отче'. И снова говорит ему

старец: 'Не было ли у тебя скорби о чем-либо в эти дни?'. Говорит ему:

'Ни о чем'. И сказал ему старец: 'Открыл мне Бог, что ты, пав,

победил'. Тогда брат рассказал ему все случившееся с ним. И старец

сказал ему: 'Воистину, брат, рассуждение твое сокрушило силу вражию'.


То, о чем догадался инок в своей простоте, о том же написал М. Бахтин

в своей учености: 'Только сознание того, что в самом существенном меня

еще нет, является организующим началом моей жизни из себя. Я не

принимаю моей наличности, я безумно