Диакон Андрей Кураев

Буддизм и христианство (Часть 4)

что это -- разум,

волнующий пустоту. Я ничего больше не делаю для дальнейшего

становления, свободен я от объектов чувств. Все мои недостатки угасли'

(Терагата, 121-122) [767].


Вот ход классической буддистской медитации, имеющей целью самопознание

человека:


Проводя Размышление о 32 частях тела, надо своим мысленным взором

рассмотреть себя всего. При этом выясняется, что человек

многосоставен. Каждая из этих частей сама по себе не только не

является человеком, но и довольно-таки неприятна. Соответственно, и

целое (которого, как оказалось, и нет) не должно вызвать никакой

симпатии (влечения). 'От подошвы ступни -- вверх, от макушки головы --

вниз, в этом остове, кругом обтянутом кожей, имеющем около шести футов

в длину, невозможно обнаружить, каким бы тщательным ни был поиск, ни

малейшего следа того, что было бы действительно чистым, как чисты,

например, жемчужины. Все, что в нем можно обнаружить, принадлежит к

разряду разного вида нечистот, к которым можно отнести волосы на

голове, волосы на теле и т.д. и которые вызывают сильное отвращение

своей зловонностью и омерзительностью. Некоторым людям достаточно

простого повторения, чтобы достигнуть объекта медитации. Это

произошло, например, с двумя древними мудрейшими, которым объект

медитации дал Махадева, мудрец, живший в Малайе. Когда они попросили

его помочь им в выборе объекта медитации, он дал им палийский текст о 32

частях тела, предложив им повторять его именно в таком виде в течение

4 месяцев. Тот, кто повторяет по памяти эту формулу, должен

расположить отдельные части тела в группы из 5 или 6 предметов и

повторять слова каждой группы, сначала двигаясь вперед, потом в

обратном направлении: волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы,

кожа; мускулы, сухожилия, кости, костный мозг, почки; сердце, печень,

серозные оболочки, селезенка, легкие; кишки, брыжейка, желудок,

экскременты, мозг; желчь, пищеварительные соки, гной, кровь, сало,

жир, слезы, пот, слюна, сопли, суставная жидкость, урина. Таким

образом следует повторять эти слова по памяти сотни раз. В результате

словесного повтора различные составные части тела становятся отчетливо

созерцаемыми, они выступают перед медитирующим подобно ряду пальцев

руки или как ряд кольев забора' [768].


При этом надо не просто воображать себе эти части, напротив,

зрительный образ должен уйти и остаться лишь чувство отвращения *. 'В

качестве иллюстрации можно привести такой пример: люди, которые

испытывали недостаток воды, нашли в лесу источник. Они установили

возле него некий знак, например, пальмовый лист, чтобы с помощью этого

знака еще раз найти путь к месту купания и питья. Но, когда после

неоднократных приходов и уходов, путь стал им ясен, они уже более не

нуждались в знаке и просто приходили сюда в любое время, как обычно,

умываться и пить. Так и начинающий, когда он сосредотачивает внимание

на волосах на теле и т. д. как на представлениях, для него становится

ясным (при правильном ходе медитации), что они на самом деле

отвратительны. Позднее, однако, он должен превысить уровень

представления 'волосы на теле и т.д.' и установить разум именно на их

отвратительности'. Этому может способствовать, например, такое

упражнение: 'Подобно грибам, появляющимся на навозной куче, волосы

вырастают на куче из 31 части. И так как они растут в нечистом месте,

они весьма отвратительны, подобно овощам, растущим на кладбищах или на

навозных кучах, или подобно лилиям, которые растут в сточных канавах.

Их отвратительность в данном случае связана с их месторасположением'

(Конзе, с. 66).


----------------------

* Конзе Э. Буддийская медитация, с. 65. Аналогичный результат

достигался в гностицизме через несколько иные медитации. Усвоив

принцип тождественности 'макрокосма' и 'микрокосма', адепт узнавал

причину космического происхождения своего тела. Он узнает, что сын

Софии, Ялдабаоф, при творении человека использовал низших

ангелов -- демонов. Один демон создает левый глаз, другой -- правый,

третий -- голову и т. д. (см. сборник с заведомо ложным названием

'Апокрифы древних христиан', -- М., 1989,