Диакон Андрей Кураев

Буддизм и христианство (Часть 4)

от

реинкарнации, но этот путь будет пролегать уже без Христа.


Все Евангелие говорит о выборе: решайся сейчас, раз и навсегда.

Прощение и благодать означают, что человек, совершивший конечное,

ограниченное во времени доброе стремление души, может войти прямо в

Вечность. Кармическая химчистка не нужна. Там, где не успевает сам

человек, за него восполняет Бесконечная Божественная Любовь.

И стакан холодной воды, во имя Христово поданный страннику, не

останется без награды.


Да, у этой вести о том, что человек должен раз и навсегда решить свою

участь, была и обратная сторона. Неправильный выбор больше нельзя

поправить. И все же христианская проповедь прощения и ада оказалась

'верой, победившей мир'. Людям поздней античности она показалась

более милосердной, чем вечные кармические скитания, неизвестно из-за

чего начавшиеся и неясно чем кончающиеся. 'Вечно, бесконечно должна

блуждать душа темными коридорами, изживая свою Карму. Это -- плохая

бесконечность природного порядка, перенесенная и на божественную

жизнь. Старое христианское сознание знало конец, исход, победу над

временем, рай и ад, за которыми нет уже природного эволюционного

процесса. Ад и был той дорогой ценой, которой откупались от кошмара

плохой бесконечности перевоплощений, бесконечных эволюций. Но лучше

даже вечный ад, чем этот бесконечный процесс', -- поясняет этот выбор

Н. А. Бердяев [828].


Лучше ощущать себя ответственным хозяином своей судьбы, и верить при

этом в Бога с человеческим лицом (во Христа), чем жить с сознанием,

что человек должен в бесконечных перевоплощениях в будущем изживать

последствия своих бесконечных перевоплощений в прошлом.


Зло увековечивается учением о карме: ибо зло, совершенное в этой

жизни, обрекает и в будущей жизни быть злым. 'От учения о Карме веет

кошмаром неискупленного прошлого, простирающего свои нити на

бесконечное будущее' [829]. И карма не простит там, где может понять и

простить Христос, сказавший о Своей миссии: 'Дух Господень на Мне; ибо

Он послал Меня проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение,

отпустить измученных на свободу' (Лк. 4,18).


Теософы не чувствуют себя 'измученными', они не чувствуют себя

грешниками, они уверены в том, что смогут сами прожить эту жизнь так,

чтобы потом пожить чуток получше, а там -- еще немного лучше и еще

...*


----------------------

* Кстати, понимают ли обычные охотники порассуждать о

'перевоплощениях', что 'лучшей' реинкарнацией является не рождение в

семье американского миллионера, а рождение в бедной тибетской или

индийской семье, не знающей ни кондиционера, ни видео и живущей

впроголодь? Готовы ли они всерьез идти путем личной аскезы? Или им

просто нравится показывать друг другу, сколь 'широки' их взгляды по

сравнению с 'невежественным и закосневшим в догмах православием',

которое, вдобавок, все никак не догадается поставить в храмах скамейки

для большей комфортности при 'общении с Космосом'?


Но вновь скажу -- сами буддисты отнюдь не столь оптимистично смотрят

на реинкарнационные коловращения. Они, как и христиане, стараются

найти образ такой жизни, чтобы 'не увидеть смерти вовек'.



20. НИРВАНА И ЦАРСТВО БОЖИЕ


Благодарю вас, -- без малейшего акцента сказало лицо индуса,

-- мне ничего не нужно. -- Слегка открыв глаза, оно еще раз

повторило: -- Мне ничего не нужно. -- И широко раскрыв глаза,

сказало вновь: Мне ничего не нужно. -- И с тихим шелестом

исчезло среди густевших теней сада. -- Христианин скромнее,

ему что-то нужно, -- пробормотал священник... Когда индус

заговорил с вами, -- тихо начал патер, -- на меня словно

озарение нашло. Он просто трижды повторил одно и тоже, а я

вдруг увидал и его самого, и все его мироздание. Он в первый

раз сказал: 'Мне ничего не нужно', и я почувствовал, что ни

его, ни Азию нельзя постигнуть. Он повторил: 'Мне ничего не

нужно', и это значило, что он, как космос: ни в ком и ни в

чем не нуждается -- в Бога не верит, греха не признает.