Диакон Андрей Кураев

Буддизм и христианство (Часть 4)

что в эту минуту Клизовский заглянул

бы в этот храм...



Но дело не в оценке коленопреклоненной молитвы (хотя и так вполне

очевидно, что есть такие мысли и чувства, которые во всяком случае

труднее лелеять в сердце, стоя на коленях, чем сидя в кресле). Вопрос,

поставленный Клизовским -- это не вопрос об обряде, об образе молитвы.

Это вопрос о Боге и об отношениях Бога и человека.


Клизовский прав: между его пониманием Фемиды и евангельским

возвещением Бога не может быть ни примирения, ни компромисса. Тут и в

самом деле 'нужна максимальная честность и непредвзятость мысли, чтобы

констатировать всю жизненную реальность того, что люди называют

судьбой. Можно сказать так: понятие судьбы перестает играть

доминирующую роль только в мировоззрении абсолютного теизма. Тут перед

нами жесточайшая и беспощаднейшая, свирепейшая дилемма: или есть в

бытии абсолютная целостность, включая все пространства и все времена,

включая всю осознанность этого бытия и все его сознательное

направление -- и тогда существует Божество как Абсолютная Личность и

тогда, в конечном счете, нет никакой судьбы, а есть только самое

большое временное человеческое неведение, или не существует никакой

абсолютно-личностной гарантии в бытии, тогда человек ничего не знает о

реальном протекании бытия не в силу своей временной ограниченности, но

в силу того, что вообще ничего нельзя узнать о бытии в том смысле, что

там и узнавать-то нечего, то есть тогда -- фатализм и судьба' [889].


И тогда, при отвержении Личного и Живого Бога, каяться действительно

бесполезно. 'Живая этика' налагает запрет на покаяние и исповедь.

Именно когда речь заходит об исповеди, Рерих говорит: 'В чем

заключается самый тяжкий грех церкви? Именно в том, что церковь, на

протяжении веков, внедряла в сознание своей паствы чувство

безответственности' [890]. 'Да, именно в этом внедрении в сознание с

детских лет, что у человека есть мощная заступница-церковь, которая за

пролитую слезу и некоторую мзду проведет его к вратам рая, и

заключается тяжкое преступление церкви. Церковь дискредитировала

великое понятие Божественной Справедливости' [891]. Итак, вина Церкви

-- в замене закона 'собаке собачья смерть' на проповедь милости и

любви. Вина Церкви в том, что она проповедовала свободу и покаяние,

призывала к раскаянию и исповеди и говорила, что не все предрешено,

что человек хозяин своего сердца, а не 'космические законы кармы и

справедливости' *. Вместо 'Кармы-Немезиды, рабыней которой является

Природа' [892], Евангелие возвестило прощение. Вместо оккультной веры

в то, что 'Светила предопределяют весь путь' (Беспредельное, 304),

Церковь возвестила свободный диалог воли Бога и воли человека.


-----------------------

* Конечно, эта антипокаянная проповедь чрезвычайно уместна в

постсоветской России. Уместна и созвучна пафосу 'исторического

оптимизма', полагающего, что любые грехи искупаются и покрываются

просто течением событий, 'ходом истории'. Одна из самых ярко

антихристианских черт современного сознания сказалась в популярной

детской песенке из мультфильма о Чебурашке: 'Если мы обидели кого-то

зря. Календарь закроет этот лист. К новым приключениям спешим, друзья!

Эй, прибавь-ка ходу, машинист!' Покаянию здесь явно нет места. Грехи и

обиды покрываются 'календарем', то есть чисто механическим течением

событий -- судьбой -- кармой. Грех не изживается, не исцеляется

покаянием и прощением, а просто оставляется в прошлом. Вообще к

Чебурашке я отношусь хорошо, и к сказке тоже -- там более чем

достаточно светлых и добрых мест. Но вот мультфильмовская песенка,

столь азартно распевавшаяся не только на детских, но и на взрослых

посиделках, боюсь, наложила свой недобрый отпечаток на многие души,

утвердив их в беспокаянном житии.


И этого оккультизм простить ей не смог.


Важнейший постулат оккультизма гласит, что Бог не может и не смеет

прощать. 'Никто, даже Высочайший Дух не может простить содеянных

прегрешений, ибо это противоречило бы закону кармы' (Е. Рерих) [893].

Бог не свободен прощать, потому что Сам подчинен закону Кармы.

Однако с точки зрения