Диакон Андрей Кураев

Буддизм и христианство (Часть 4)

которые ничего не видят или, видя, понимают, что это

собственное порождение. Они и становятся истинными учениками. 'Именно

это и нужно было понять -- говорит ему учитель. -- Боги, демоны, вся

вселенная -- только мираж. Все существует только в сознании, от него

рождается и в нем погибает'.


Нельзя отрицать глубину этого воззрения. И все же у этой теории есть

немало недостатков. Один из них состоит в том, что она заранее исходит

из атеистической предпосылки. Бога нет, и все небесные персонажи -- не

более чем проекции земных чаяний людей. Это почти Фейербах (с той

разницей, что для Фейербаха сознание онтологически вторично, бледно по

сравнению с материей и потому порождения сознания есть 'тень тени', то

есть почти полное небытие, в то время как для буддистов сознание есть

основа реальности и потому порождения сознания вполне реальны и

действенны). То, что представление людей о Боге живет в человеческом

сознании, -- несомненно. Вопрос в том, исчерпывается ли богословский

образ человеческой активностью, или своим порождением он обязан еще и

внечеловеческой, сверхчеловеческой Реальности? Из того обстоятельства,

что материальный предмет отражается в моем сознании, что мое сознание

работает с отражением этого предмета, никак не следует, что образ

внешнего мира, с которым я работаю, есть исключительно мое

собственное творчество. Из того, что человек человеческими словами

говорит о Боге, не следует, что бытие Бога производно от этих слов или

тождественно им.


Да, психологические факторы играют в религии немаловажную роль.

Означает ли это, что у религии нет реального объекта? Неужели Бог есть

нечто лишь человеческое только потому, что я как человек говорю о нем?

Но тогда и любая научная речь беспредметна. Если нечто желанно -- это

не значит, что предмета желания на самом деле не существует (и в этом

основная ошибка Фейербаха). Моему психологическому опыту вполне может

соответствовать нечто реальное; причиной моей потребности в Боге

вполне может быть реальный Бог, чье притяжение я испытываю. И

буддистскую критику теологии можно обратить против него самого: а не

является ли их атеизм всего лишь проекцией их желаний? *


----------------------

* Этот вопрос особенно уместен был бы при разговоре с Фейербахом.

Дело в том, что Фейербах в ответ на приглашение его брата Эдуарда

стать крестным у его сына, негодующе выговорил брату за то, что тот

собирается 'портить ребенка особым супранатуралистическим способом'

(см. Кюнг Г. Существует ли Бог? -- б. м. 1982, с. 171). Если Бога нет,

и церковный обряд не более чем купание, как же это с его помощью можно

'испортить' младенца?


Легко сказать, что Бог -- 'проекция человеческого воображения'. Но

извольте показать, как именно происходит это проецирование. Почему

столь странный итог оказывается у этого человеческого действия? Если

Бог был всего лишь проекцией человеческого рассудка -- не был ли Он

тогда лишь тотальным рассудком? И откуда же тогда утверждения о Его

тотальной непознаваемости? Как могла получиться эта сверхразумная

проекция рассудка? Говорят, что Бог -- это то, чего не хватает

человеку. Но неужели ему не хватает незнания?..


Есть еще и совершенно практический, исторический аргумент не в пользу

буддистской теории. Дело в том, что из нее логично вытекает

следствие, согласно которому более массовая религия должна быть и

более чудотворной. Образ Христа, намоленный за два тысячелетия

молитвами миллиардов христиан, сейчас должен был бы проявлять

энергетическую, чудотворную мощь, несравнимую с той, что была во

времена апостолов. И, однако, все христиане хранят память о временах

крайне немногочисленной апостольской общины как о времени почти

недостижимой позднее полноты жизни в Духе. В свою очередь, вера 12

рыбаков не могла бы победить мыслеобразы миллионов египтян.


Как бы то ни было, буддист веротерпим не в том смысле, что россияне,

симпатизирующие рериховскому учению. Он не считает, что все религии

правы, что все пути равно хороши и что он, буддист, имеет право жить

то по-христиански, то по-кришнаитски. Он полагает, что и христиане и

кришнаиты