Рудольф Штайнер

Очерк теории познания Гетевского мировоззрения

дела,

называя Лютера причиной Реформации. История есть по существу наука идеалов.

Ее действительность суть уже идеи. Поэтому единственно верный метод состоит

в том, чтобы отдаваться объекту. Всякое выхождение за него неисторично.

Психология, народоведение и история суть главнейшие формы науки о духе.

Ее методы, как мы видели, основаны на непосредственном постижении идейной

действительности. Ее предмет есть идея, духовное, подобно тому, как в

неорганической науке им был закон природы, а в органической -- тип.


20. Оптимизм и пессимизм

Человек оказался для нас центром миропорядка. Он как дух достигает

высшей формы бытия и создает в мышлении самый совершенный мировой процесс.

Вещи действительны только сообразно тому, как он освещает их. Это такое

воззрение, согласно которому человек опору, цель и сущность своего бытия

имеет в себе самом. Оно делает человека самодовлеющим существом. Он должен

найти в себе самом опору для всего, что в нем есть. Значит, и для своего

блаженства Последним он может быть обязан только самому себе. Всякая власть,

которая доставляла бы ему счастье извне, тем самым обрекала бы его на

несвободу. Ничто не в силах дать человеку удовлетворение, чему он сначала

сам не придал такой способности. Если что-либо доставляет нам радость, то мы

должны сначала сами предоставить ему ту власть, благодаря которой оно может

доставлять нам ее Радость и недовольство существуют для человека в высшем

смысле, лишь поскольку он ощущает их таковыми. Этим разрушается всякий

оптимизм и пессимизм. Первый принимает, что все в мире хорошо, так что он

приводит человека к высшему довольству. Но чтобы это было так, для этого

необходимо самому человеку найти в предметах нечто такое, чего он желает,

т.е. он может стать счастливым не через мир, а только через самого себя.

Пессимизм, напротив, приписывает миру такое устройство, что человек

вечно остается неудовлетворенным и никогда не может достигнуть счастья.

Только что приведенное возражение, конечно, относится и сюда. Внешний мир

сам по себе не хорош и не плох, он становится таким только благодаря

человеку. Человек должен был бы сам сделать себя несчастным, чтобы пессимизм

был обоснован. Он должен был бы желать своего несчастия. Но ведь на

удовлетворении его желания и основано как раз его счастье. Поэтому

пессимизм, рассуждая последовательно, должен был бы допустить, что человек в

несчастии видит свое счастье. Но тогда его воззрение опять-таки распалось

бы. Одно это рассуждение уже достаточно обнаруживает ошибочность пессимизма.



Ж. Заключение

21. Познание и художественное творчество

Наша теория познания лишила познавание его -- столь часто

приписываемого ему -- чисто пассивного характера и утвердила его как

деятельность человеческого духа. Обыкновенно думают, что содержание науки

воспринимается извне; полагают даже, что можно приписывать науке тем большую

объективность, чем более дух воздерживается от какой-либо придачи со своей

стороны к воспринятому материалу. Наши рассуждения показали, что истинное

содержание науки есть вообще не воспринятая внешняя материя, а в духе

постигнутая идея, которая нас глубже вводит в мировую жизнь, чем всякое

разложение и наблюдение внешнего мира, рассматриваемого как чистый опыт.

Идея есть содержание науки. В противоположность пассивно полученному

восприятию наука есть, таким образом, продукт деятельности человеческого

духа.

Таким путем мы приблизили познавание к художественному творчеству,

которое также есть акт деятельного произведения человека. Одновременно мы

пришли к необходимости разъяснить их обоюдное отношение.

Как познавательная, так и художественная деятельность покоятся на том,

что человек от действительности как произведенной поднимается к ней как

производящей: что он от сотворенного восходит к творчеству, от случайности к

необходимости. Тогда как внешняя действительность всегда являет нам лишь

нечто сотворенное творящей

природою,