Рудольф Штайнер

Очерк теории познания Гетевского мировоззрения

это

нелегко будет завоевать подобающее ей место. Совершенно упускают из вида,

что чистое созерцание есть самое пустое, что только можно помыслить, и что

оно все содержание получает только от мышления. Единственно верное во всем

этом то, что созерцание удерживает вечно текучую мысль в известной форме без

деятельного участия в этом удерживании с нашей стороны. Если человек с

богатой душевной жизнью видит тысячи вещей, которые для бедного духом равны

нулю, то это доказывает с полнейшей ясностью, что содержание

действительности есть лишь отражение содержания нашего духа и что мы извне

получаем лишь пустую форму. Конечно, мы должны обладать внутри себя силою,

чтобы познать себя создателями этого содержания, иначе мы вечно будем видеть

только лишь отражение и никогда не увидим нашего духа, который отражается.

Ведь и тот, кто видит себя в настоящем зеркале, должен знать себя как

личность, чтобы быть в состоянии снова узнать себя в этой картине. Всякое

чувственное восприятие, что касается сущности его, в конце концов,

разрешается в идейное содержание. Только тогда оно является нам ясным и

прозрачным. Науки бывают, по большей части, даже не затронуты сознанием этой

истины. Мысленное определение считается таким же признаком предметов, как

цвет, запах и т. п. Так, например, считают свойством всех тел определение,

согласно которому тела до тех пор остаются в состоянии движения или покоя,

пока этого не изменит внешнее влияние. В такой форме выражается в

естествознании закон инерции. Но истинное положение вещей совершенно иное. В

моей системе понятий мысль 'тело' существует во многих видоизменениях. Одно

из них есть мысль о вещи, которая сама может привести себя в состояние покоя

или движения, а другое есть понятие о теле, которое изменяет свое состояние

только вследствие внешнего влияния. Последние тела я называю

неорганическими. Если я поэтому встречаю тело, которое мне в восприятии

отражает мое вышеупомянутое мысленное определение, то я его называю

неорганическим и соединяю с ним все определения, вытекающие из понятия

неорганического тела.

Все науки должны были бы быть проникнуты убеждением, что содержание их

есть исключительно мысленное содержание и что с восприятием они не стоят ни

в какой иной связи, кроме той, что видят в объекте восприятия особую форму

понятия.


12. Рассудок и разум

Наше мышление имеет двоякую задачу: во-первых, оно должно создавать

понятия с ясно обрисованными очертаниями; во-вторых, оно должно связывать

созданные таким образом отдельные понятия в одно целое. В первом случае

выступает деятельность различающая, во втором -- связующая. Обе эти духовные

тенденции пользуются в науках далеко не одинаковой разработкой. Остроумие,

доходящее в своих различениях до мельчайших подробностей, свойственно

гораздо большему числу людей, чем связующая сила мышления, которая проникает

в глубь существ.

Долгое время задачу науки искали вообще только в точном различении

вещей. Стоит только вспомнить о состоянии, в каком Гете застал

естествознание. Благодаря Линнею идеалом стало отыскание точных отличий

между отдельными растениями, чтобы таким образом быть в состоянии

использовать ничтожнейшие признаки для установления новых видов и подвидов.

Две разновидности животных или растений с крайне несущественными отличиями

между собой тотчас причислялись к двум различным видам. Если в каком-нибудь

живом существе, дотоле причисленном к тому или иному виду, находили

неожиданное отклонение от произвольно установленного видового характера, то

не задавали себе вопроса: не объясняется ли такое отклонение самим этим

характером, -- а просто устанавливали новый вид.

Такая установка различий есть дело рассудка. Его дело разъединять и

удерживать понятия в разъединении.

Это неизбежная подготовительная ступень для всякой более высокой

научности. Прежде всего необходимы твердо определенные, ясно очерченные

понятия, и только после