Рудольф Штайнер

Очерк теории познания Гетевского мировоззрения

такие

условия, чтобы процесс явился нам с прозрачной ясностью как необходимое

последствие этих условий.

Мы помним почему, собственно, самая сущность мышления уже содержится в

непосредственном опыте. Потому что мы находимся внутри, а не вне того

процесса, который из отдельных мысленных элементов создает сочетания мыслей.

Благодаря этому нам дан не только законченный процесс, результат действия,

но дано и действующее. И задача наша состоит в том, чтобы в каком-нибудь

предстающем нам внешнем процессе прежде всего увидеть движущие силы,

выносящие его из средоточия мирового целого на периферию. Непрозрачность и

неясность какого-нибудь явления или отношения чувственного мира может быть

преодолена только совершенно точным уразумением того, что они суть результат

определенной констелляции фактов. Нам должно быть ясно: процесс, который мы

теперь видим, происходит благодаря взаимодействию таких-то определенных

элементов чувственного мира. Тогда образ этого взаимодействия должен быть

совершенно проницаем для нашего рассудка. Отношение, в которое приводятся

факты, должно быть идейным, соответствующим нашему духу. При этом вещи в тех

условиях, в которые они приведены рассудком, будут, конечно, относиться

между собой сообразно своей природе. Мы тотчас увидим, что мы этим

выигрываем. Когда я наугад бросаю взор свой на чувственный мир, я вижу

процессы, происшедшие от взаимодействия стольких факторов, что мне

невозможно непосредственно решить, что, собственно, стоит как действующее

позади этих действий. Я вижу процесс и одновременно факты а, b, с и d. Каким

образом могу я тотчас узнать, какие из этих фактов больше участвуют в этом

процессе и какие меньше? Дело становится ясным лишь после того, как я

исследовал, какой из четырех фактов безусловно необходим для того, чтобы

процесс вообще наступил. Я нахожу, например, что а и с безусловно

необходимы. Затем я нахожу, что без d процесс хотя и произойдет, но с

значительным изменением, между тем как b не имеет существенного значения и

может быть заменен чем-нибудь другим. В нашем чертеже I обозначает

символически группировку элементов для простого чувственного восприятия, а

II -- группировку их для духа. Таким образом, дух группирует факты

неорганической природы так, что он в каком-нибудь событии или положении

вещей видит последствие соотношений между фактами. Так дух вносит

необходимость в случайность. Поясним это на нескольких примерах. Если передо

мною треугольник abc, то я, на первый взгляд, не увижу, что сумма трех его

углов равняется всегда двум прямым. Но это станет сейчас же ясным, как

только я сгруппирую факты следующим образом. Из рядом стоящих фигур тотчас

же явствует, что углы а' = а; и b' = b. (АВ и CD, a также А'В' и C'D'

параллельны.)



Если передо мною треугольник и я через вершину его С проведу параллель

к основанию АВ, то я найду, применяя вышесказанное, что углы а = а; b' = b.

Так как с равен самому себе, то необходимо все три угла треугольника вместе

равны двум прямым. В этом случае я сложное сочетание фактов объяснил тем,

что привел его к таким простым фактам, где из положения, данного духу,

соответствующее отношение с необходимостью следует из природы данных вещей.




Другой пример: я бросаю камень в горизонтальном направлении. Он

описывает путь, изображенный линией ll'. Рассмотрев действующие здесь силы,

я найду: 1) силу толчка, произведенного мной; 2) силу, с которой Земля

притягивает камень; 3) силу сопротивления воздуха.

При более точном расследовании я найду, что первые две силы суть

существенные, обусловливающие особенность пути, тогда как третья играет

второстепенную роль. Если бы действовали только две первые силы, то камень

описывал бы путь LL'. Последний я нахожу, оставив совсем в стороне третью

силу и приводя в связь лишь две первых. Фактически произвести это

невозможно, да и не нужно. Я не в состоянии устранить всякое сопротивление.