Рудольф Штайнер

Очерк теории познания Гетевского мировоззрения

относительно откровения не может быть допущено ничего такого, для

чего внутри мышления нет объективных оснований, но и опыт должен быть познан

внутри мышления не только в смысле явления, но и как нечто действенное.

Посредством нашего мышления мы поднимаемся от созерцания действительности

как производного к созерцанию ее как производящего.

Так, сущность вещи обнаруживается лишь тогда, когда она приводится в

соотношение к человеку. Ибо только в последнем выявляется для каждой вещи ее

сущность. Этим обосновывается как миропонимание релятивизм, т. е. такое

направление мышления, которое признает, что мы все вещи видим в свете,

сообщаемом им самим человеком. Это воззрение носит также название

антропоморфизма. Оно имеет много сторонников. Большинство из них, однако,

полагают, что благодаря этой особенности нашего познания мы удаляемся от

объективности, как она есть сама по себе. Они думают, что мы воспринимаем

все вещи через очки нашей субъективности. Наше воззрение показывает нам как

раз противное. Мы должны смотреть на вещи через эти очки, если хотим

постигнуть их сущность. Мир не только знаком нам таким, как он нам является,

но он является таким -- правда, только для мыслящего рассмотрения -- каков

он есть. Образ действительности, который человек набрасывает в науке, есть

ее последний, истинный образ.

Теперь нам необходимо еще распространить этот способ познания,

признанный нами верным, т. е. ведущим к сущности действительности, на

отдельные области действительности. Далее мы покажем, как следует искать эту

сущность в отдельных формах опыта.


Д. Познание природы

15. Неорганическая природа

Простейшим родом природной деятельности является для нас такой процесс,

который происходит в результате взаимодействия внешне противостоящих друг

другу факторов. Мы имеем тогда дело с таким событием или таким отношением

между двумя объектами, которое не обусловлено никаким изживающимся в формах

внешнего явления существом или проявляющей во внешней деятельности свои

внутренние способности и характер индивидуальностью. Оно вызвано единственно

тем, что какая-нибудь вещь оказывает влияние на другую, переносит свои

собственные состояния на другие предметы. Состояния одной вещи являются

последствием состояний другой. Система деятельностей, совершающихся таким

образом, что один факт всегда является последствием другого, однородного с

ним, называется неорганическою природою.

Здесь течение известного процесса или характерность какого-нибудь

отношения зависит от внешних условий; факты несут на себе признаки,

являющиеся результатом этих условий. Если меняется образ взаимной встречи

этих внешних факторов, то, конечно, меняется также и последствие их

сопребывания; меняется вызванный ими феномен.

Каков же образ этого сопребывания в неорганической природе, как он

непосредственно вступает в поле нашего наблюдения? Он обнаруживает всецело

тот характер, который мы обозначили выше как непосредственный опыт. Мы имеем

здесь лишь частный случай упомянутого 'опыта вообще'. Дело сводится к

соединениям чувственных фактов. Но как раз эти-то соединения и являются нам

в опыте неясными, непрозрачными. Перед нами один факт а, но одновременно с

ним и многочисленные другие. Когда мы окидываем взором предстоящее нам

многообразие, нам совершенно неясно, какой из других фактов находится в

более близком отношении к упомянутому факту а и какой в более отдаленном.

Среди них могут быть такие, без которых событие вообще не могло бы

наступить; и такие, которые только видоизменяют его, без которых оно,

следовательно, вполне могло бы наступить, но тогда оно при других побочных

условиях имело бы другую форму.

Это указывает нам одновременно путь, по которому в этой области должно

пойти познание. Если для нас недостаточно сочетания фактов в

непосредственном опыте, тогда мы должны перейти к другому сочетанию,

удовлетворяющему нашей потребности в объяснении. Мы должны создать