Рудольф Штайнер

Очерк теории познания Гетевского мировоззрения

в двух соединенных между собой

сосудах, то она устанавливается в обоих на одинаковом уровне. Если между

источником света и каким-нибудь телом находится другое тело, то оно бросает

на него тень. Все, что в математике, физике и механике не есть простое

описание, должно быть первичным феноменом.

На нахождении таких первичных феноменов зиждется все развитие науки.

Как только удается высвободить какой-нибудь процесс из связи с другими

процессами и признать в нем прямое последствие определенных элементов опыта,

мы проникаем на один шаг глубже в пружины мирового процесса.

Мы видели, что первичный феномен может быть найден чисто мысленным

путем, если привести соответствующие факторы мысленно в связь согласно их

сущности. Но можно создать необходимые условия также и искусственно. Это и

делается в научном эксперименте. Тогда наступление известных фактов

находится в нашей власти. Конечно, мы не в силах устранить все побочные

обстоятельства. Но все-таки существует средство освободиться от них.

Производят какой-либо феномен в различных видоизменениях. В одном случае

дают действовать одним, в другой раз другим побочным условиям. Тогда

находят, что через все эти видоизменения проходят нечто постоянное. Конечно,

при всех комбинациях необходимо удерживать существенное. Тогда оказывается,

что во всех этих отдельных опытах одна составная часть фактов остается

неизменной. Она составляет высший опыт в опыте. Это есть основной факт, или

первичный феномен.

Эксперимент должен нам дать уверенность, что на известный процесс не

влияет ничего, кроме того, что нами учитывается. Мы устанавливаем

определенные условия, природа которых нам знакома, и выжидаем, что отсюда

последует. Так получаем мы объективный феномен на основании субъективного

творчества. Мы имеем нечто объективное, которое в то же время насквозь

субъективно. Эксперимент поэтому есть истинный посредник между субъектом и

объектом в неорганическом естествознании.


Зерно изложенного нами здесь воззрения находится в переписке Гете с

Шиллером. Письма Гете 410-ое и 413-ое и Шиллера 412-ое и 444-ое касаются

этого предмета. Они называют метод этот рациональным эмпиризмом, потому что

он делает предметом науки только одни объективные процессы; но эти

объективные процессы связываются воедино тканью понятий (законов), которую

наш дух открывает в них. Чувственные процессы в постигаемой лишь мышлением

связи -- вот что такое рациональный эмпиризм. Если сопоставить упомянутые

письма со статьею Гете 'Эксперимент как посредник между субъектом и

объектом', то вышеприведенную теорию придется признать последовательным

выводом из нее*.

Итак, для неорганической природы вполне применимо то общее отношение,

которое мы установили между опытом и наукой. Обыкновенный опыт есть лишь

половина действительности. Для чувств только и существует одна эта половина.

Другая половина существует только для нашей способности духовного

восприятия. Дух поднимает опыт от 'явления для чувств' к своему собственному

явлению. Мы показали, каким путем возможно в этой области подняться от

содеянного к действующему. Последнее находит дух, когда он подходит к

первому.

Мы получаем научное удовлетворение от какого-нибудь воззрения лишь

тогда, когда оно нас 'водит в завершенное целое. Но чувственный

неорганический мир ни в одной точке своей не является завершенным; нигде не

выступает индивидуальное целое. Всегда один процесс отсылает нас к другому,

от которого он зависит; этот к третьему и т. д. Где же тут завершение?

Неорганический чувственный мир не доходит до индивидуальности. Только в

своей всецелости он закончен. Чтобы получить целое, мы должны стремиться

понять совокупность неорганического как единую систему. Такая система есть

Космос.

Проникающее до конца понимание Космоса есть цель и идеал

неорганического естествознания. Всякое не идущее до конца научное стремление

есть лишь подготовка, лишь