Рудольф Штайнер

Очерк теории познания Гетевского мировоззрения

о

сущности познания, открывающей дорогу от чувственного мира в духовный.

Может показаться странным, что эта юношеская работа, которой скоро уже

минет сорок лет, выходит теперь снова без всяких изменений, дополненная

только несколькими примечаниями. Способ изложения носит на себе признаки

мышления, вжившегося в философию, господствовавшую сорок лет тому назад.

Если бы я писал ее сейчас, я многое сказал бы иначе. Однако как сущность

познания я не смог бы указать ничего другого. Не то, что я написал бы

сейчас, не могло бы так верно нести в себе зачатки защищаемого мною теперь

духовного мировоззрения. В такой зачаточной форме можно писать только в

начале своей познавательной жизни. Поэтому, может быть, эта юношеская работа

и должна выйти снова в неизменном виде. Теории познания, существовавшие

вовремя ее написания, получили свое продолжение в позднейших теориях

познания. Я сказал о них то, что мне надо было сказать, в моей книге

'Загадки философии'. Она появляется одновременно в атом же издательстве

новым изданием. То, что я некогда набросал в этой книжке как теорию познания

Гетевского мировоззрения, кажется мне сегодня столь же необходимым сказать,

как и сорок лет тому назад.

Гетеанум в Дорнахе, под Базелем

Ноябрь 1923

Рудольф Штейнер


Предисловие к первому изданию


Когда мне было сделано профессором Кюршнером почетное предложение взять

на себя редакцию естественно-научных трудов Гете для издаваемой им серии

'Германская национальная литература', я очень хорошо сознавал все

предстоявшие мне при этом предприятии трудности. Мне предстояло выступить

против воззрения, получившего уже почти всеобщее признание.

Убеждение, что художественные произведения Гете составляют основу всей

нашей образованности, завоевывает себе все большее число сторонников, но

совсем иначе обстоит дело относительно его научных устремлений: здесь даже

те, которые идут дальше других в их признании, видят в них не более как

предчувствие истин, которые лишь в позднейшем развитии науки нашли свое

полное подтверждение. Его гениальному взору будто бы удалось прозреть здесь

в такие закономерности природы, которые впоследствии независимо от него были

вновь найдены точной наукой. То, что в полнейшей мере признается за прочей

деятельностью Гете, а именно, что с нею обязан быть знакомым каждый

образованный человек, отрицается по отношению к его научным воззрениям.

Отнюдь не допускается, чтобы знакомство с научными трудами поэта могло дать

что-либо такое, чего наука не могла бы предложить в настоящее время и без

него.

Когда я был введен в миросозерцание Гете моим горячо любимым учителем

К. Ю. Шреэром, мое мышление уже приняло такое направление, которое сделало

для меня возможным, минуя единичные открытия поэта, обратиться к самому

главному: к тому, каким образом Гете включал такие единичные факты в свое

целостное воззрение на природу, как он ими пользовался для уразумения связи

между отдельными природными существам, или -- по его собственному меткому

выражению (в статье о 'Созерцательной способности суждения') -- для того,

чтобы духовно принимать участие в произведениях природы. Я скоро понял, что

пришиваемые м Гете современной наукой приобретения наименее существенны,

между тем как самое существенное, оно то именно, и упускается из виду. Эти

единичные открытия действительно были бы сделаны и без изысканий Гете; но

его величественного понимания природы науке будет недоставать до тех пор,

пока она не почерпнет это понимание прямо от него. Этим определялось

направление, которому должны следовать вступительные статьи к моему изданию.

Они имеют целью показать, что каждое отдельное высказанное Гете воззрение

может быть выведено из целостности его гения.

Принципы, по которым это должно совершаться, составляют предмет

предлагаемой книжки. Она должна показать, что мысли, признаваемые нами как

воззрение Гете, могут быть и самостоятельно обоснованы.

Этим я все сказал,