Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 1)

религию, если бы она не была превыше всяких нападок; святотатство,

о котором я говорю, совершается в религиозном обряде, долженствующем дать

жизнь душе через посредство человека, на которого сверхъестественная власть

возложена Иисусом Христом, сказавшим апостолам: 'Примите духа святого; кому

простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся'.

II. Это преступление может внушить лишь справедливое отвращение, тогда

как я нахожу разумным пожалеть человека, который просто по заблуждению

принимает мнение, противное католической религии, может быть, без упорства и

только потому, что не читал и не слыхал ничего, что могло бы его образумить.

Я никогда не стал бы одобрять христианина, не желающего смиренно подчинить

свое суждение и свой разум авторитету католической Церкви, которая есть

собрание всех верных христиан, соединенных с его видимым главою,

первосвященником римским, преемником св. Петра, которому Иисус Христос

поручил своих духовных овец, обязав время от времени утверждать их в вере.

Дерзко было бы думать, что простой частный человек, каким бы ученым его ни

считали, может легче раскрыть смысл Священного Писания, чем святые и

прославленные Отцы Церкви, предшествовавшие ему и старательно исследовавшие

этот предмет; ведь Иисус Христос просил отца своего за Петра, чтобы вера его

не угасала. Некоторые папы обесчестили (насколько Бог это допустил) римский

престол жизнью, полной скандалов; некоторые из них даже заблуждались в вере,

как, например, Либерии [38], Гонорий [39] и Иоанн XXII; другие

способствовали ослаблению и упадку благочиния церковного. Но католическая

вера непрерывно со времен св. Петра сохранялась римской Церковью которая не

заслужила (как утверждали некоторые пылкие протестанты) названия Нового

Вавилона, подобно тому как папа не заслужил имени Антихриста или Великого

зверя из Апокалипсиса.

III. Я согласен, что враги католической Церкви иногда имели повод

жаловаться; но справедливо ли ставить в вину религии дело нескольких

человек? Пусть же они будут столь же беспристрастны, как и я: хотя их мнения

были осуждены Церковью, они внушают мне только сожаление и желание видеть их

возвращенными в лоно с католической Церкви путем смирения, без насилия и

угнетения, даже с готовностью принять некоторые их справедливые утверждения.

Но признаюсь, что преступление духовника, расставляющего сети невинности или

раскаянию, должно внушать только ужас, и никакое наказание мне не кажется

достаточным. Между тем тяжело видеть, что обычай узаконил иные принципы и

поведение.

IV. 18 января 1556 года Павел IV направил к инквизиторам Гранады дому

Мартину де Алонсо и дому Мартину де Коскохалесу бреве, в котором Его

Святейшество сообщал о том, что некоторые духовники злоупотребляют своим

званием до такой степени, что побуждают женщин к греху сладострастия на

самом месте покаяния; папа приказывает инквизиторам преследовать

священников, которых общественный голос обвиняет в столь великом

преступлении, и не прощать ни одного из них. Он советовал убедиться в

правоверности их учения о таинстве покаяния и при наличии достаточных

оcнований держаться по отношению к ним так, как законы предписывают

поступать с лицами, заподозренными в ереси. Оба инквизитора сообщили бреве

Павла IV архиепископу Гранады дому Педро Гереро, а также совету инквизиции.

11 июля того же года совет написал им, что при существующих обстоятельствах

оглашение буллы может создать затруднения, если будет сделано обычным

порядком, и что следует действовать с большой осторожностью и сдержанностью.

Это привело к тому, что архиепископ вызвал к себе приходских священников и

других духовных лиц, а инквизиторы - прелатов монашеских общин, чтобы

поручить им сообщение папского бреве всем духовникам, поведение которых в

будущем должно быть крайне осторожным, так как народу не следует ничего

знать о мероприятии, введенном Его Святейшеством, из опасения, как бы многие

не отказались совсем от таинства. Одновременно были даны сведения о

духовниках, которые своим поведением дали повод к подозрению, и было

обнаружено несколько виновных среди монахов; ограничились тем, что их

наказали тайно, объяснив эту меру совершенно иным мотивом, чтобы избежать

опасности, о которой я только что говорил. Были также духовники,