Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 1)

гибельной тайны. Если эту тайну

можно было бы упрекать лишь за четыре процесса против св. Игнатия Лойолы, то

ее и тогда следовало бы уничтожить; ведь нельзя забывать, что все четыре

раза истина невиновности Игнатия торжествовала исключительно благодаря

публичности его процессов.

XI. Св. Франсиско де Борха, ученик св. Игнатия и третий генерал его

ордена, наследовал Лайнесу в 1565 году и умер в 1572 году. Он был преследуем

вальядолидской инквизицией, как и два его предшественника. Он был четвертым

герцогом Гандиа, грандом Испании первого класса и кузеном короля в третьей

степени по своей матери Хуанне Арагонской, внучке католического короля.

XII. Желание посвятить себя Богу привело его к отречению от мира. Он

принял духовный режим истинных учеников св. Игнатия. Добродетели,

обнаружившиеся в его поведении, и усердие к спасению душ привлекли к нему

множество лиц, обращавшихся с вопросами о христианской жизни. Для ответа на

них и для пользы этого дела он доставал себе все сочинения и книги, которые

ему советовали приобрести, как годные для назидания его самого и ближних.

Этот образ действий снискал ему уважение здравомыслящих людей, но был дурно

истолкован другими из-за почтения, которое Франсиско оказывал некоторым

трудам.

XIII. В 1559 году инквизиция возбудила процесс против нескольких

лютеран, которых она приговорила к сожжению или к епитимье. Некоторые из

этих еретиков, думая оправдаться при помощи учения Франсиско де Борхи,

добродетель коего была хорошо известна, передали некоторые речи и действия

этого отца, верившего, подобно им, в оправдание души верою в страдания и

смерть Иисуса Христа. К этому они прибавляли для подкрепления своей защиты

авторитет некоторых мистических трактатов. Среди его невольных гонителей

оказался брат Доминик де Рохас, доминиканец, его близкий родственник. Против

него воспользовались прежним доносом на его Трактат о подвигах христианина,

составленный им, когда он еще был известен в миру под именем герцога Гандиа.

XIV. Эта книга и толки Мельхиора Кано и доминиканцев повели к обвинению

де Борхи в пособничестве ереси иллюминатов. Молва об этом деле достигла Рима

благодаря стараниям эмиссаров главного инквизитора Вальдеса, занятого тогда

процессом архиепископа Толедского. Это доказывается письмом иезуита Педро

Рибаденейры, адресованным в августе 1560 года его собрату Антонио Араос,

бывшему в Риме. Я привел его, говоря об отце Лайнесе, втором генерале

Общества Иисуса. Автор письма говорил, что слуги испанской инквизиции

уверяют, будто отец Франсиско де Борха проникнут заразой, господствующей в

мире. Этим словом автор обозначает ересь Лютера.

XV. Говоря о иезуитах Лайнесе, Борхе, Рибаденейре и некоторых других

известных в то время личностях, епископ Мельхиор Кано в 1557 году следующим

образом характеризовал распространившуюся среди них ересь иллюминатов: 'Я

утверждаю (и это - правда), что они - иллюминаты и пагубные люди, которых

дьявол столько раз вводил в ограду церкви со времени гностиков до наших

дней; они существовали со времени - ее возникновения и до последних времен.

Всем известно, что Бог благоволил просветить на этот счет Его Величество

императора. Когда наш государь вспомнит, как Лютер начал свою работу в

Германии, и примет в соображение, что искра, которую считали возможным

игнорировать, произвела пожар, против коего бесплодны все усилия, он

признает, что происходящее теперь среди этих новых людей (иезуитов) может

стать таким великим злом для Испании, что императору и нашему королю, его

сыну, будет не под силу смирить это зло, когда они этого пожелают' {Это

письмо было опубликовано иезуитом кардиналом Свенфугос в Жизни св. Франсиско

Борхи. Кн. 4. Гл. 15. 2.}.

XVI. Выдающиеся добродетели и незапятнанная вера св. Франсиско должны

были бы внушить другое представление о нем, чем то, какое имели епископ Кано

и другие его враги. Однако ни заслуги, ни положение близкого родственника

короля не спасли бы его от тюрьмы Вальядолида, если бы он не отправился в

Рим, как только узнал, что процесс начался и что враги желают схватить его.

Он избег инквизиции, но со скорбью видел, что его произведение дважды попало

в Индекс - в 1559 и в 1583 годах.

XVII. Если бы трибунал испанской инквизиции относительно св. Франсиско

де Борхи подражал поведению трибуналов Франции,