Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 1)

что дон Луис де Рохас, его племянник,

рассказывал ему ту же историю, как случившуюся при его возвращении из

Фландрии в свите короля. Все эти выражения не заставляли его смотреть на

архиепископа как на лютеранина, потому что католики и лютеране различаются

тем, что последние отрицают способность добрых дел человека искупать

совершенные им грехи и приписывают это искупление единственно заслугам

Иисуса Христа; между тем Карранса не говорил этого, но заявлял, что

искупление добрыми делами грешника маловажно в сравнении с искуплением

беспредельными заслугами нашего Искупителя и поэтому грешник может считать

свои дела ничтожными, если он с истинным рвением просит применения к себе

заслуг Спасителя нашего Иисуса Христа, умершего на кресте. Это не позволяет

более сомневаться, что брат Доминик был автором оговоренного тезиса; он

изъяснял его в пользу оговоренного лица в своем признании под пытками.

XXIII. 8 сентября брат Доминик показал в тюрьме, будто он слышал от

архиепископа, что выражение 'читать мессу' [87], которое обыкновенно

употребляют, неточно и что правильнее было бы говорить: 'служить мессу'; он

основывал свое мнение на том, что по-латыни говорится: 'совершать священное

делом' (sacram rem facere); вследствие этого дом Бартоломео постоянно

выражался так в своих рукописных сочинениях и с кафедры, прибавляя, что

верные, присутствующие при таинстве евхаристии, совершают обедню вместе со

служащим священником. Этого показания не было достаточно для приказа об

аресте архиепископа.

XXIV. 23 сентября доктор Касалья показал, что слышал десять или

двенадцать лет тому назад от брата Доминго де Рохаса, что дом Бартоломео

следует учению лютеран. Брат Доминик на вопрос об этом пункте ответил

отрицательно. Однако под пыткою он сознался, что несколько раз говорил,

будто дом Бартоломео верует в учение лютеран, но признал, что говорил

неправду: боязнь, что те, кого он хотел убедить, не поверят его уверениям и

сочтут его за молодого, безответственного и неавторитетного человека,

побудила его сослаться на очень высокий авторитет, но архиепископ в

действительности никогда не принимал этого учения, хотя по некоторым

богословским вопросам выражался, как лютеране, но придавал своим фразам

вполне католический смысл.

XXV. Тот же доктор Касалья (на запрос по поводу того, что донья

Франсиска Суньига утверждала, будто он преподал ей учение лютеран об

оправдании) ответил, что эта дама и ее брат Хуан де Суньига говорили ему,

будто дом Бартоломее был их наставником. Брат и сестра отвергли этот факт.

Касалья, будучи подвергнут пытке 4 марта 1559 года, взял назад свое

показание.

XXVI. 9 ноября брат Амбросио де Саласар, доминиканец, тридцати шести

лет, принужденный ответить, правда ли, будто он сказал, что некоторые лица

говорят словами германских еретиков, ответил, что это правда и что он

подразумевал брата Доминика де Рохаса, Кристобала Падилью и Хуана Санчеса.

Этот ответ показался неудовлетворительным. Его принудили назвать всех, на

кого он намекал своими словами. Он сказал, что не помнит никого, кроме тех,

кого назвал. Ему посоветовали старательно припомнить и на другой день

явиться в трибунал инквизиции. Он явился, но не прибавил ничего к своему

первому показанию. Ему сообщили, что инквизиторы осведомлены, будто он

намекал на другое лицо, и велели постараться припомнить и прийти, когда его

память будет лучше служить ему. Монах явился в инквизицию 14 ноября и

сказал: ему стало ясно, что все предложенные вопросы имели в виду

архиепископа, в особенности после распространившейся молвы о его процессе;

до сих пор он, монах, будто был очень далек от такой мысли, потому что ему

казалось невозможным обвинять в ереси самого ревностного защитника

католической религии против лютеран, человека, речи которого соответствовали

его сочинениям и который обратил множество еретиков и велел сжечь несколько

других. Далее монах показал, что если архиепископ пользовался некоторыми

фразами, которые зачастую употребляют лютеранские еретики, то он старался их

изъяснять в правоверном смысле; в этом случае архиепископ подражал примеру

некоторых святых; нередко последние, желая быть лучше понятыми теми, кого

они желали обратить в истинную веру, стараются