Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 1)

через Педро, брата архиепископа. Последнему было двенадцать лет,

когда старанием его дяди Санчо де Каррансы, доктора университета в

Алькала-де-Энаресе и противника знаменитого Эразма, он был принят в коллегию

Св. Евгения, подчиненную этому университету. Когда он достиг

пятнадцатилетнего возраста, он перешел в коллегию Св. Бальбины в том же

университете для изучения того, что тогда называли философией и искусствами

и что сводилось к общим понятиям о логике, метафизике и физике. В 1520 году

он принял монашество в доминиканском монастыре Веналах в Алькарии,

перенесенном впоследствии в город Гвадалахару. Как только он постригся, его

отправили изучать богословие в Коллегию св. Стефана в Саламанке. В 1525 году

он был помещен в коллегию Св. Григория в Вальядолиде.

III. Успехи, которые проявлял Бартоломео в столь юном возрасте, были

поразительны. Доказательство этого имеется в его процессе. Брат Мигуэль де

Сан-Мартин, доминиканец, в возрасте более сорока пяти лет, профессор

коллегии Св. Григория в Вальядолиде, 19 ноября 1530 года донес на него

инквизиции, говоря перед инквизитором Морисом, что два или три года тому

назад у него было несколько разговоров с Каррансой по вопросам, касающимся

совести, и он заметил, будто этот молодой монах сильно ограничивает папскую

власть касательно церковных обрядов; некоторые его выражения, повторяемые

несколько раз, заставили предполагать, что мнения Каррансы об этом предмете

ложны и что ему следует сделать за них выговор. Из того же процесса

вытекает, что, когда в 1527 году была создана комиссия для рассмотрения

учения Эразма и этот важный вопрос сделался в 1528 году предметом всеобщих

разговоров, Карранса был одним из тех, кто выразил мнение, противоположное

общепринятому. 1 декабря 1530 года на него донес тому же инквизитору Морису

брат Хуан де Вильямартин, член коллегии Св. Павла в Вальядолиде. Он говорил,

что Карранса был горячим защитником Эразма даже относительно его учения о

таинстве покаяния и о частой исповеди лиц, у которых имеется только

отпустительный грех; когда ему противопоставили пример св. Иеронима [83], он

уверял, что нельзя подтвердить факт никаким достоверным

церковно-историческим авторитетом; Карранса говорил также, что не следует

осуждать Эразма за утверждение, что Апокалипсис - творение не св. Иоанна

Богослова, но другого священника, носившего то же имя [84].

IV. Эти два доноса были записаны под э 17 в реестре инквизиторской

ревизии, произведенной в 1530 году в округе Вальядолида. Тогда ничего не

предприняли против Каррансы, потому что не признали мотивы и улики

достаточными для установления обвинения. Впоследствии перемена инквизиторов

и секретарей предала все забвению, и о доносах вспомнили, когда архиепископ

подвергся аресту. Когда следствие по его процессу двинулось вперед и были

пущены в ход всевозможные средства для отыскания материала обвинительных

пунктов, перерыли все реестры и все связки доносов и приостановленных

следствий и нашли два вышеупомянутых доноса. Их внесли в число свидетельских

показаний под номерами 94 и 95, тогда как, следуя порядку дат, им следовало

быть под номерами 1 и 2.

V. Так как эти доносы были неизвестны вне инквизиции, ректор и члены

совета коллегии Св. Григория в Вальядолиде представили в 1530 году Каррансу

к званию профессора философии. В 1533 году его назначили помощником

профессора богословия. В 1534 году, по смерти профессора этой кафедры брата

Яго де Астудильо, Карранса занял его место. Затем вскоре он был назначен

квалификатором святого трибунала вальядолидской инквизиции, который

воспользовался несколько раз его услугами и отблагодарил его преследованием,

составляющим предмет этой истории. В 1539 году он был послан в Рим для

присутствия в генеральном капитуле своего ордена. Прибыв в этот город, он

был избран для ведения диспута, что обыкновенно поручали лицам, способным

провести его с наибольшим блеском. Он справился с этим поручением, к

удовольствию своих начальников, в присутствии нескольких кардиналов, между

прочим кардинала Караффы (впоследствии ставшего папой под именем Павел IV) и

дона Хуана Манрике де Лары, маркиза д'Агилара, испанского посла.

Обнаруженный им талант доставил ему степени доктора и магистра богословия, а

папа Павел III разрешил