Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 1)

и против собственного желания слишком далеко

зашли в своих показаниях. Я нашла в процессе крайне лживые сведения: я была

с девицами в то время, когда, как утверждалось, происходили эти случаи, хотя

в действительности ничего подобного не было. Но я не удивляюсь, что дело

приняло такой дурной оборот, потому что знаю, что одна из девиц была

посажена в секретную тюрьму, где пробыла шесть часов. Так как она не очень

умна, я думаю, что она сказала все, чего от нее добивались. Из этого

обстоятельства я поняла, что полезно обдумывать ответы. Так как мы этого не

делали, то не имеем права жаловаться. Господь хотел, чтобы это испытание

продолжалось полтора года' {17-е письмо св. Терезы}.

XXXII. Достопочтенный дом Хуан де Палафокс, епископ Осмы, сопроводил

это письмо св. Терезы следующим превосходным примечанием: 'Для того чтобы

затеять ужасный процесс по поводу весьма невинного в сущности дела, -

особенно против женщин, - достаточно немного дурного настроения у

допрашивающего, немного желания доказать то, что отыскивают, у составляющего

протокол, немного боязни у того, кто дает показание; из этих трех малых

элементов проистекает чудовищное дело и ужасная клевета'. В самом деле,

достаточно прочесть произведения св. Терезы, чтобы признать, что она любила

откровенность в добродетели и остерегалась всякого необычного пути, который

мог бы привести ее к иллюзии. В письме к дому Альваро де Мендосе, епископу

Авилы, она выражается так: 'Мы были бы достойны большой жалости, если бы

могли искать Бога только после того, как умерли для мира. Магдалина,

самаритянка и хананеянка вовсе не были такими, когда они его нашли'.

Что касается откровений, то она всегда восставала в письмах и речах

против легкомыслия, с которым верят в них; во многих письмах она доказывала

опасность этого, особенно у женщин, воображение которых, как она знает,

легче воспламеняется ложными и фантастическими видениями. Поэтому,

предприняв, по совету своих духовников, описание своей собственной жизни,

где рассказывается о нескольких случаях этого рода, бывших с ней самой, она

дает монахиням благоразумный совет не читать его. Такое расположение св.

Терезы заставляло ее любить чистосердечие и прямоту, и она советовала

избегать необычных путей, не обращая внимания на благие намерения, которыми

можно считать себя вдохновленным. Поэтому, когда севильская буря утихла и

рассеяла предубеждения, внушенные недоброжелательными людьми апостолическому

нунцию против ее ордена, св. Тереза увидела себя вновь в опасности новых

преследований по делу о происшествиях с кармелитками Малагона. Она писала им

- 'Пора нам избавиться от благих намерений, которые нам так дорого стоили'

{62-е письмо ев Терезы.}. Св. Тереза умерла 4 октября 1582 года, шестидесяти

шести лет от роду.

XXXIII. Св. Иоанн Крестный (Juan de la Cruz) [67], который участвовал в

работе св. Терезы по реформированию кармелитского ордена и по устройству

новых монастырей, родился в Онтиверосе, в епархии Авилы, в 1542 году. Он

привлекался к суду инквизициями Севильи, Толедо и Вальядолида. Последний

трибунал вооружился всеми документами, составленными в первых двух, для

материала процесса и для осуждения достопочтенного Иоанна Крестного. Та же

участь готовилась брату Геронимо Грасиану, основателю монастыря босоногих

кармелитов в Севилье, и нескольким другим благочестивым людям, которые

следовали уставу монашеской жизни св. Иоанна. На него донесли как на

фанатика и заподозренного в принадлежности к ереси иллюминатов. Различные

гонения, перенесенные им от нереформированных монахов его ордена, спасли его

от секретной тюрьмы Вальядолида, потому что первый донос не подтвердился

достаточными уликами, и инквизиторы сочли нужным выждать, пока какое-нибудь

обстоятельство доставит новые улики против него. Действительно, явились

несколько доносчиков. Так как св. Иоанн Крестный постоянно выходил

победителем из всех предварительных следствий, преследования затянулись, и

судопроизводство не подвинулось далее. Св. Иоанн умер в Убеде 14 декабря

1591 года, после двадцати трех лет монашества. Он составил несколько

сочинений о духовной молитве.

XXXIV. Св. Хосе де Каласанс, основатель ордена монахов-наставников

христианских школ, был посажен в секретную тюрьму святого трибунала, как

фанатик и