Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 1)

Толкование на

Катехизис.

24) Доказательства, извлеченные из Священного Писания для защиты

Катехизиса, напечатанного на испанском языке.

25) Сокращение Толкования на Катехизис.

26) Проповеди на весь год.

27) Проповедь о любви Божией.

28) Проповедь на слова: На реках Вавилонских.

29) Проповедь о том, как надо слушать обедню.

30) Проповедь в Великий четверг.

31) Проповедь, произнесенная перед государем 21 августа 1558 года в

церкви Св. Павла в Вальядолиде.

32) Проповедь на обрезание Господа нашего Иисуса Христа.

33) Проповедь, озаглавленная: Покайтеся.

34) Проповедь на слова: Если обратитесь и покаетесь, здравы будете.

35) Проповедь о молитве.

36) Проповедь на слова: Пора нам восстать от сна.

37) Проповедь на слова: Приготовьте путь Господу.

38) Проповедь на слова: Бог есть дух.

39) Проповедь на псалом: Из глубины взываю к тебе, Господи.

40) Проповедь на слова: Впрочем сын человеческий идет.

41) Сокращение двух проповедей, посланных из Фландрии лиценциату

Эррере.

III. К процессу присоединили, чтобы подвергнуть квалификации как

относящиеся к Толкованию на Катехизис рукописные тетради, переданные маркизе

Альканисес и другим лицам до напечатания этого труда; они содержали то же

самое, за исключением исправлений, сделанных автором позже. Одна из этих

тетрадей, озаглавленная Первая, имела 566 листков без оглавления. Третья

имела 263 листка. Четвертая имела 420 листков. Шестая имела 261 листок.

Седьмая имела 557 листков. Нет никакого упоминания о существовании второй и

пятой тетрадей. Маркиза Альканисес передала их дону Диего де Кордове члену

верховного совета. Он был назначен епископом Авилы и вскоре умер. Рукописи

были тогда взяты обратно св. Франсиско де Борхой, который написал Каррансе,

вернувшемуся из Фландрии, что они находятся у него и нужны ему для

составления порученной ему проповеди. Так как дом Бартоломее был арестован

раньше, чем к нему вернулись эти тетради, св. Франсиско де Борха передал их

главному инквизитору, у которого они затерялись. Из процесса видно только,

что одна из них была найдена у него несколько времени спустя.

IV. Святой трибунал пытался поставить в вину архиепископу другие

произведения, осужденные в процессе.

Таковы: 1) Толкование на члены веры, написанное братом Доминго де

Рохасом.

2) Мнение о переводчиках Священного Писания, написанное Хуаном Альфонсо

де Вальдесом, секретарем Карла V, принявшим ересь Лютера.

3) Рассуждение о молитве и размышлении, вышедшее, по-видимому, из-под

пера какого-либо другого лютеранина.

4) Толкование на Книгу Иова. Карранса составил на этот труд только

заметки, опровергавшие текст в нескольких местах.

5) Толкование на стих: Слыши, дщи. Только объяснительные заметки по

некоторым пунктам принадлежат дому Бартоломео.

Сюда были отнесены также разные бумаги, которые распространяли брат

Доминик де Рохас и Кристобал де Падилья, умышленно выдавая их за

произведения дома Бартоломее, тогда как они на самом деле принадлежали брату

Доминику и другим лютеранам. Что касается Толкования на соборное Послание

св. Иоанна, то архиепископ заявил, что в том состоянии, в каком оно

находится, он не признает его за свой труд; он сделал его словесно своим

ученикам и впоследствии один из них записал его так, как могла восстановить

его память; поэтому, хотя в основе сочинения лежит его преподавание, нельзя

приписывать ему ни одной из ошибок, которые могли проскользнуть в изложение

или в предметные тезисы.

V. Главный инквизитор сначала познакомился с одним из трудов

архиепископа Толедского, с его катехизисом, квалификацию коего он поручил

Кано, Куэвасу, Карлосу, Сото и Ибаре. Первый из них (сердце которого было

полно ненависти) не нуждался в подстрекательстве к его осуждению; в главе

XXIX мы видели, каково было его настроение. Относительно других мы можем

судить по письмам от 30 октября, от 8 и 20 ноября 1558 года, в которых брат

Доминик де Сото говорит, что затрудняется подвергнуть богословской критике

некоторые тезисы, которые считает весьма правоверными. Можно ли ожидать

встретить торжество правосудия и беспристрастия в трибуналах, когда судьи

применяют такие средства для отыскания виновных? Из всех произведений

Каррансы богословская отметка постигла те,