Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 1)

(Примеч. ред)}, что значит

'ученик'. Выдвигались против него и другие более или менее обидные упреки и

ложные обвинения иезуитов. Говорили, что он пытался вставлять в текст как

существенную часть толкования нескольких еретиков, знание которых он

безмерно расхваливал в своих предисловиях и труды которых, использованные

без разбора, помогли ему при выполнении этой работы. Леон де Кастро, с

нетерпением ожидавший ареста и заключения Монтануса в секретную тюрьму,

написал 9 ноября 1576 года дону Фернандо де ла Веге де Фонсеке, члену

верховного совета, письмо, достойное стать известным, однако его размеры не

позволяют мне поместить его здесь. В письме он возобновляет свой донос на

Монтануса и ясно доказывает, что в нем преобладала досада на то, что его

мнимое усердие так плохо вознаграждено. Ему покровительствовали люди,

сильные при дворе, в особенности Родриго Васкес, председатель финансового

совета. Почти нельзя сомневаться в том, что Ариас был бы заключен в тюрьму

святой инквизиции, если бы не имел покровителем самого короля и если бы папа

не одобрил его труда особым бреве. Столь сильные причины все же были

недостаточны для его спокойствия, и он счел себя обязанным поехать для

оправдания в Рим.

III. Леон де Кастро распространял экземпляры своих доносов, а иезуиты

не преминули со свойственной им скрытностью делать то же. Такое поведение

возмутило брата Луиса Эстраду, цистерцианского монаха, человека очень

сведущего в восточных языках и основавшего коллегию своего ордена в

Алькала-де-Энаресе. В 1574 году он обратился к Монтанусу с письменной речью,

в которой он восставал против доноса Кастро и предсказывал его опалу. Педро

Чакон, испанский ученый того времени, опроверг в своем сочинении этот донос.

В статье он обращался к Леону де Кастро; он не ограничился уничтожением его

доводов, но еще доказывал ему значительный вред, который нанесли бы

христианской вере в случае признания, что все еврейские рукописи подделаны.

Доносчик увидел себя обязанным издать сочинение под названием Апологетик. Он

напечатал его, преодолев много затруднений, о которых говорит в предисловии,

озаглавленном Острейший конфликт ('Conflictus acerrimus').

IV. Доктор Ариас Монтанус вернулся из Рима, и, так как он мог

рассчитывать на благоволение короля, его не посмели арестовать и заставить

перенести то же обхождение, какое перенес архиепископ Толедский. Ему

определили в качестве тюрьмы город Мадрид; совет затем постановил, что ему

вручат копию с доносов, сделанных против него, - ничто не может извинить

инквизиторов, что они не приняли этой меры по отношению к Каррансе. Ариас

Монтанус ответил на все, опроверг доводы своего противника и дал понять

обиняками, что нападки на него были лишь результатом заговора иезуитов.

Между прочим он сказал: 'Леон де Кастро опирается на совет и защиту

некоторых лиц, считающих себя единственно образованными и уверенных, что

одни они живут честно и что никто в такой степени, как они, не ищет

сближения с иезуитским орденом и не подражает ему; они хвастаются тем, что в

своем исповедании разразились ненавистью против меня, ничего не сделавшего,

чтобы заслужить ее; я ведь только самый малый и самый бесполезный из

учеников Иисуса. Они злоупотребляют средствами и именем тех, которыми тайно

управляют по собственному желанию, чтобы добиться своей цели. Я знаю их

коварство; между тем я не могу сказать, к какой категории они принадлежат;

воздержусь также называть их. В поведении и управлении делами они поступают

весьма скрытно и тайно, хотя те, кто действует откровенно и искренне, легко

обнаруживают их. Незамедлительно становится явной добродетель сумевшего

выявить то, что скрыто в глубине сердца и окутано мраком. Тогда каждый

найдет должную награду за свои дела' {Объяснение различных способов читать и

писать у евреев, напечатанное в Антверпене в 1584 году. Можно просмотреть

также уже названных авторов, где найдутся письма, собрание коих было бы

очень полезно издать.}.

V. Главный инквизитор в согласии с верховным советом назначил

квалификаторами по делу Ариаса различных богословов, которым вручили донос

Кастро и его апологию, ответ обвиняемого и два сочинения Эстрады и Чакона.

Главным цензором был Хуан де Мариана, иезуит, слывший за очень сведущего в

восточных языках