Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 2)

вещей, которые можем

определить.

В. Является ли самовоспоминание менее относительным, чем понимание?

0. Даже если мы примем его как абсолютный термин, возникает вопрос,

насколько долго? Вспоминаете ли вы себя наилучшим

ГЛАВА VI

167

возможным образом в течение получаса или в течение пяти минут, -- это

большая разница.

В. Как можно преодолеть разрыв между самовоспоминанием и простым

размышлением о нем? Есть ли это вопрос понимания?

0. Вы должны разрушить некоторую стену и не знаете, как это сделать.

Научиться делать что-либо означает достичь некоторого мастерства. В течение

длительного времени вы не сможете ничего делать хорошо, вы будете делать это

грубовато; затем, однажды, найдете, что можете делать это должным образом.

То же самое с самовоспоминанием; не совсем, но достаточно близко.

В. Имеется ли какой-нибудь способ увеличить понимание?

0. Не один способ; имеются тысячи способов. Все, о чем мы говорили с

первого дня, -- это о способах увеличения понимания. Но первым способом

является наблюдение и изучение самого себя, так как это увеличивает нашу

способность понимания. Это первый шаг. Если вы сможете понять идеи, которые

были даны, ваше знание будет увеличиваться. Но вы понимаете только

поверхностно и помимо желания. Или вы можете иметь весьма сильное желание,

но машина не работает. Однако внутри нашей машины есть лучшие части, которые

мы в настоящее время не применяем. Мы сможем применять их только путем

увеличения сознания. Это единственный путь.

В. Может ли помочь память о том, что мы слышали?

0. Память, наилучшая память, которую мы можем иметь, недостаточна, так

как в настоящей системе мы вспоминаем не посредством памяти, но посредством

понимания. Наоборот, память может быть помехой. Вы слышите нечто, что имеет

правильное место в настоящей системе, и если сможете поставить это туда,

куда оно относится, вы не сможете забыть это, и оно будет оставаться там; но

если вы только помните, что было сказано, без постановки этого на свое

правильное место, то это совершенно бесполезно. Каждую малую вещь, которую

вы слышите, вы должны попытаться понять, а понять означает найти то место, к

которому она относится среди других идей. Вы должны иметь общее

представление о настоящей системе, и все новое должно иметь свое место в

ней, тогда вы не будете забывать, и каждое новое наблюдение, которое вы

делаете, будет находить свое место. Это как если бы вы имели чертеж без

деталей, а наблюдение вносит детали. Если вы не имеете чертежа, наблюдение

потеряно.

Но, главным образом, вы должны бороться с препятствиями, которые мешают

вашему пониманию. Только удалив эти препятствия, вы сможете начать понимать

больше. Но препятствия, за исключением общего описания отождествления и т.

д., индивидуальны. Вы должны найти ваши собственные; должны видеть, что

168

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

стоит на вашем пути, что удерживает вас от понимания. Когда вы находите

это, вы должны бороться с ним. Это требует времени, ибо оно не может быть

найдено сразу, хотя в некоторых случаях это может быть ясно почти с самого

начала. В течение длительного времени вся работа должна быть сосредоточена

на понимании, ибо это является единственным руководством. Наше главное

затруднение в том, что мы хотим 'делать' до того, как даже узнали, что это

такое. Но в настоящей системе каждый должен сначала понимать. Когда вы

понимаете лучше, многое другое станет возможным, но не раньше.

В. Вы сказали, что для того, чтобы понять эту систему, человек должен

повысить свое бытие до уровня своего знания, и наиболее трудным является

повышение бытия? О. И то, и другое одинаково трудно. В. Но мне кажется, что

знание легко повысить. О. Не так легко, как вы думаете, так как знание без

понимания будет бесполезно, оно будет содержать просто больше слов.

Мы должны работать над изменением бытия, но если мы работаем над этим

так, как делаем все в обычной жизни, жизни не хватит. Прочное изменение

бытия возможно получить только в том случае, если мы применяем

усовершенствованные методы школьной работы, в противном случае наши попытки

будут слишком разбросаны. Первое условие такой работы -- ничему не верить,

проверять все, что вы узнаете; а второе условие -- ничего не делать до тех

пор, пока человек