Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 2)

сущность и личность в настоящее время является просто

теоретическим и полезно только как принцип, ибо трудно видеть его в самом

себе. Мы не знаем наших личностей, поэтому мы начинаем изучать с двух

концов. Мы изучаем сначала ту личность, которая связана с работой и которая

развилась из магнетического центра;

а затем мы изучаем ложную личность на совершенно иной шкале. Ложная

личность противоположна 'вам', она есть ваше ошибочное представление о самих

себе -- именно то, чем вы не являетесь. Это деление является практическим,

ибо необходимо знать определенно, на что ваша ложная личность выглядит

похожей.

Таким образом, мы не должны смешивать ложную личность с личностями, так

как, хотя они не очень реальны, личности могут быть основаны на реальных

склонностях, реальных вкусах и симпатиях, тогда как ложная личность целиком

фальшива и может даже претендовать любить нечто, что 'вам' не нравится, или

не любить нечто, что 'вам' действительно нравится. Когда вы говорите о

ложной личности, вы принимаете 'вас' за существующее, а ложную личность за

несуществующую; когда вы говорите о личностях, вы оставляете ложную личность

вне разговора и обсуждаете различные деления того, что, как вы считаете,

является 'вами самими'.

Ложная личность не должна становиться просто словом. Всякий, кто

говорит о ней, должен иметь некоторый образ самого себя во власти ложной

личности. Только если этот термин используется таким образом, он может дать

некоторый результат.

В. Могли бы вы сказать больше о том, что такое 'Я'?

О. 'Я' является только предполагаемым; мы не знаем, что такое 'Я'. Но

'Успенского' я знаю и могу изучить его во всех его проявлениях. Поэтому я

должен начинать с 'Успенского'. 'Я' неуловимо и очень мало; оно существует

только как потенциальность; если оно не растет, ложная личность будет

продолжать управлять всем. Многие люди совершают ошибку, думая, что они

знают, что чем является. Они говорят 'это Я', когда в действительности это

ложная личность. Это обычно связано с нашей способностью играть роли. Это

весьма ограниченная способность; мы

ГЛАВА VII

203

обычно имеем около пяти или шести ролей, наблюдаем мы это или нет. Мы

можем заметить некоторое, полностью вводящее в заблуждение, сходство между

этими ролями и тогда, сознательно или бессознательно, прийти к выводу, что

за ними стоит неизменная индивидуальность. Мы называем ее 'Я' и думаем, что

она находится позади всех проявлений, когда, в действительности, это есть

воображаемый образ нас самих. Этот образ должен быть изучен. Невозможно

иметь практическое знание самого себя, если человек не знает своей ложной

личности. Пока мы думаем, что мы одно, все наши определения ошибочны. Тогда,

когда человек знает, что все его намерения, желания и т. д. не реальны, что

они являются ложной личностью, только тогда он может приобрести кое-что. Это

есть единственно возможная практическая работа, и она очень трудна. Ложная

личность должна исчезнуть или, по меньшей мере, быть превращенной в силу, не

мешающую нашей работе. Она будет защищать саму себя и не будет уступать

легко. Работа есть борьба с ложной личностью, которая будет

противоборствовать, главным образом, посредством лжи, ибо ложь есть наиболее

сильное ее оружие.

В. Если вы говорите, что то, что мы называем 'Я', является

воображаемым, то что вы подразумеваете под 'самосознанием'? Какое 'само'

может быть сознательным?

0. Само как отличное от не-само. 'Я' -- и этот стол. Когда я сказал,

что 'Я' было воображаемым, я имел в виду это в смысле мысленного образа,

который мы имеем о самих себе, в смысле того, что мы думаем о самих себе.

Когда я говорю 'Успенский', это украшенный 'Успенский', созданный, чтобы

выглядеть тем, чем он не является. Я приписываю ему много вещей, которыми он

не обладает, и я не знаю его слабостей. Условие роста реального 'Я'

заключается в том, чтобы отделаться от 'Успенского', не быть отождествленным

с ним.

В. Является ли 'Я' всегда нереальным, если оно не связано с усилием?

0. 'Я' может быть только в состоянии самосознания, и каждый момент в

работе создания самосознания имеет в виду усилие. Ничто не может 'случаться'

само по себе. Если мы изменяем наше бытие, все изменится, но в настоящем

состоянии ничто не может быть иным.