Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 2)

-- Человек как часть органической жизни

-- Изучение законов -- Справедливость и несправедливость -- Законы,

принадлежащие человеку -- Работа против природы -- Изучение космологических

идей как помощь самовоспоминанию -- Закон Трех и создание -- Переход сил --

Три октавы излучений -- Таблица Водородов -- Различные уровни материи --

Боковая октава -- Возможность эволюции.

Мы

ДОЛЖНЫ СКАЗАТЬ 0 МЕСТЕ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ, так как отныне мы должны всегда

изучать человека в связи с его местом, ибо с этим связаны его возможности и

ограничения.

В первой лекции я говорил, что мы должны изучать человека и,

параллельно с этим, мы должны изучать мир, в котором человек живет, чтобы

попытаться понять, почему человек является тем, что он есть, и почему он не

может быть чем-то иным. Мы не можем найти ответы на все эти вопросы, если мы

изучаем человека отдельно от мира, в котором он живет. В некотором смысле

человек аналогичен Вселенной; те же законы действуют и в нем, и мы найдем,

что легче понять некоторые из этих законов путем изучения человека, тогда

как другие законы мы можем понять лучше путем изучения Вселенной.

Но прежде всего мы должны понять ограничения нашего восприятия и нашей

мыслительной силы, поэтому это изучение включает также изучение наших

ограничений. Настоящая система сильно расширяет наши знания, но она не может

совершать чудеса. Если мы пытаемся думать о мире отдельно от самих себя и

видеть его, каков он есть, даже с физической точки зрения, с помощью

телескопа или микроскопа, мы поймем, насколько ограниченными являются наши

способности восприятия, ибо они ограничены размером. А

228

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

наша способность к умственному видению бесконечно более ограничена.

Даже если бы мы вошли в контакт с источником полного знания, то такими,

какими мы являемся, мы были бы не в состоянии воспринять его или применить

его, хотя мы можем знать больше, чем мы знаем обычно; в нас, в нашем уме,

имеется определенный предел. Поэтому мы должны знать все наши ограничения, и

тогда, когда мы знаем силу нашего инструмента, мы будем знать то, что мы

можем получить. Первой идеей этой системы является то, что мы можем до

некоторой степени улучшить этот инструмент для приобретения знания -- это

идея самоулучшения.

Если вы помните, я сказал, что с точки зрения настоящей системы только

знание целого может рассматриваться в качестве знания, ибо знание части без

ее отношения к целому -- это не знание, но невежество. Мы можем иметь это

знание, только мы не сознаем и не понимаем, что в отношении ко всему знание

начинается со знания целого. Возьмите, например, этот коробок спичек. Если я

смотрю на него через узкую щель, я вижу только малую часть его и никогда не

получу представления о коробке спичек как целом. То же самое со всем

остальным. Почти все, что мы называем знанием, не является действительно

знанием, так как оно является только знанием небольшой части, без знания

места этой части в целом.

Есть одна книга афоризмов, которая говорит: 'Знать -- значит знать все.

Знать часть -- значит не знать'. Нетрудно знать все, так как для того, чтобы

знать все, человек должен знать очень мало. Но, чтобы знать это малое,

человек должен знать довольно много. Поэтому мы должны начинать с 'довольно

многого', с идей подхода к этому 'очень малому', которое необходимо знать

для знания всего.

Знание всего возможно с применением двух принципов: принципа

относительности и принципа масштаба. Если мы говорим о мире, необходимо

знать все о мире, и мы можем знать все, что нам необходимо знать о нем, если

мы берем вещи на различных шкалах. Мы можем знать значительно больше, чем мы

знаем обычно, если мы изучаем вещи, соизмеримые с нами и имеющие отношение к

нам на одной шкале, а нечто отдаленное и не имеющее определенного отношения

к нам на другой, меньшей, шкале, и более абстрактно. Таким образом, мы можем

получить все необходимое количество знания, не изучая слишком многое, и это

знание будет включать в себя очень мало бесполезного, так как если мы учим

все без разбора, мы не будем знать необходимого.

Например, вы знаете ваш собственный дом в масштабе, пропорциональном

вашему телу, но город, в котором вы живете, вы знаете в значительно меньшем

масштабе. Некоторые части вы знаете хорошо, другие части -- не столь