Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 2)

В. Я не убежден, что понимаю, что такое отрицательное отношение?

О. Оно означает подозрительное или неприязненное отношение -- имеется

много вариантов; иногда -- отношение страха. Берите это в обычном смысле

принятия или непринятия.

В. Не является ли отношение тем же, что и отождествление?

О. Конечно, нет. Отношение означает точку зрения. Вы можете иметь точку

зрения, не будучи отождествленными. Очень часто отождествление является

результатом ошибочного отношения.

В. Как может человек изменить свои отношения?

О. Сначала путем изучения себя и жизни согласно настоящей системе. Это

изменяет отношение. Настоящая система есть система иного понимания или,

скорее, иных отношений, не только знания. Затем необходима некоторая оценка;

вы должны понимать относительную ценность вещей. Мы не говорим, однако, о

делении -- мы говорим об изучении. Мы должны изучать и прийти к пониманию

вещей, которые в настоящее время являются для нас только словами и, часто,

словами, употребляемыми в ошибочном смысле и в ошибочном месте. Необходимо

понять и помнить некоторые основные принципы. Если вы сделаете это, вы

начнете правильно. Если вы не понимаете или не помните их, вещи пойдут

неправильно. Вообще имеются три или четыре главных камня преткновения, вы

споткнетесь о тот или иной из них.

В. Я нахожу, что высоко ценю настоящую систему своим умом, но как мне

увеличить мою эмоциональную оценку так, чтобы делать большие усилия?

О. Путем лучшего понимания и путем попыток вспомнить себя. Понимание не

может быть только в уме; я объяснил, что это означает работу нескольких

центров одновременно и что та роль, которую эмоциональный центр играет в

ней, является весьма важной, так как не может быть никакого глубокого

понимания без эмоциональной энергии.

В. Можете ли вы пояснить больше, почему необходимо определенное

отношение, чтобы понимать вещи?

О. Попытайтесь думать об этом; пытайтесь видеть для самих себя, почему

это необходимо, и пытайтесь отыскать, что означает отношение или точка

зрения. Это есть вопрос понимания, соединения вещей -- всех вещей, которые

мы уже знаем, всех идей и принципов, которые мы изучили, и использования

способности видеть факты с новой точки зрения. Думать по-новому очень

176

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

трудно, ибо старый способ мышления поддерживается старыми привычками

мышления, старыми ассоциациями, отношениями и влиянием самих вещей.

Допустите, что вы имеете некоторое отношение к чему-то, и сама эта вещь

пытается сохранить это отношение в вас всеми возможными средствами. Затем,

если вы изменяете его, если вы направляете его, вы делаете крупный шаг.

В. Нам говорили, что реальная работа над бытием требует осознания того,

как получить правильное понимание. Вы сказали также, что мы должны понимать

то, чего мы хотим?

О. Имеется несколько причин для этого. Понимание является самой большой

силой в нашем распоряжении, которая может изменить нас. Чем больше понимания

мы имеем, тем лучше результаты наших усилий. Что касается знания того, чего

мы хотим -- просто вообразите себя входящим в большой магазин со многими

различными отделами. Вы должны знать, что хотите купить. Как можете вы

что-либо получить, если не знаете, чего вы хотите? Но прежде всего вы должны

знать, что имеется в магазине, иначе можете спросить те вещи, которых нет в

продаже. Это и есть путь подхода к настоящей проблеме.

Необходимо всегда помнить, почему вы начали. Хотите ли вы получить

вещи, которые можете получить от обычной жизни, или другие вещи? Стоит ли

пробовать? Наша способность к воображению, обычно применяемая столь

ошибочно, может помочь в этом случае. Но вы должны контролировать

воображение все время и не позволять ему бежать вместе с вами. Мы называем

его воображением, если оно убегает вместе с нами, но если вы контролируете

его, вы можете использовать его, чтобы видеть, что значит какая-то вещь, что

она заключает в себе. Таким образом, если вы применяете воображение, оно

может помочь вам видеть, действительно ли вы хотите того, о чем говорите,

или нет, так как очень часто мы хотим чего-то иного или не сознаем, что одна

вещь приносит с собой другую вещь. Вы не можете хотеть одну вещь саму по

себе; если вы хотите одну вещь, вы получаете с ней много других вещей.

Только когда