Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 2)

что имеется

определенное различие. Вообще присутствие некоторых материй распознается по

их влиянию, но сами они не могут быть разделены химически. Наука не знает

истории потока крови: в каждом пункте она дает нечто и получает нечто.

Прежде чем кровь достигает того или иного органа, это есть один вид крови,

когда она оставляет его, она является иной.

В. Ведет ли момент осознания к какому-то немедленному изменению в

крови?

0. Да, ведет, но это зависит от того, насколько он глубок и насколько

долог. Если это одна секунда, это производит некоторые изменения,

соответствующие одной секунде; если это полчаса, то другое дело.

В. Можем ли мы заметить результат даже одной секунды?

0. Иногда можете, если он достаточно глубок. Вы можете заметить

результат в том смысле, что видите, как обычные ощущения становятся более

эмоциональными. Но короткие моменты самоосознания, на поверхности, не

производят большого эффекта, тогда как если они достаточно глубоки и

продолжительны, вы будете иметь впечатления, которые никогда впоследствии не

забудете.

В. Каким водородом является мысль?

0. Она может быть очень разной, точно так же, как разной является

кровь. Она начинается с 48 и может доходить до 6.

В. Можно ли мысли считать впечатлениями?

0. Да, но количество впечатлений, идущих изнутри, ограничено;

количество же впечатлений, идущих извне, неограничено.

В. Является ли все на первой стадии Диаграммы Пищи полностью

механическим?

0. Конечно, все это является механическим; это космическое устройство.

Организм человека работает согласно этой общей схеме, если он совсем не

работает над собой и не пытается изменить свое состояние сознания.

В. В обычном состоянии человек никак не использует впечатления?

270

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

О. Очень мало. На этой диаграмме невозможно показать то малое

количество впечатлений, которое трансформируется, поэтому мы говорим, что

октава впечатлений не идет дальше. Но некоторые впечатления проходят дальше,

хотя для развития этого недостаточно.

В. Для нас, таких, какими мы являемся, все впечатления находятся на

одном уровне?

О. Нет. Впечатления могут быть весьма разнообразны. В Диаграмме Пищи мы

берем их как Н 48, так как это представляет собой большинство впечатлений.

Они являются, так сказать, безразличными впечатлениями -- может быть, одного

рода, может быть, другого, но сами по себе они не производят никакого

эффекта. Однако в то же самое время они являются пищей. Они достигают нас

как 48, и в нашем обычном состоянии они не идут дальше. Человек не был бы

способен жить в этих условиях. Но существуют впечатления 24 -- не так много,

как 48, но определенное количество;

и в очень редких случаях могут быть впечатления 12, и даже б, хотя они

являются исключением. Они не входят в эту диаграмму, так как они

трансформируют себя сами. Если они приходят как 24, они легко могут быть

трансформированы в 12 и, может быть, дальше. Но они приходят в очень малом

количестве.

В обычном человеке, который не учится вспоминать себя, некоторые из

этих обычных впечатлений 48 также являются трансформированными, но

совершенно иным путем. Они развиваются дальше или помогают развиваться

дальше путем реакций определенного рода, например, путем смеха. Смех, в

смысле юмора, играет весьма важную роль в связи с впечатлениями, опять же,

помните, что я сказал, -- в обычном человеке. С помощью смеха многие

впечатления 48 трансформируются в 24. Но это только потому, что это

необходимо для жизни, потому что мы не могли бы жить без впечатлений. Вы

помните, я сказал, что наша химическая фабрика работает только для себя. Она

производит все виды очень драгоценных материалов, но она расходует их все на

свое собственное существование. Она ничего не имеет в резерве и не оставляет

на развитие. Поэтому, если человек хочет измениться и стать иным, если хочет

пробудить свои скрытые возможности, он не может полагаться на механические

средства производства;

он должен искать сознательные средства. Но организм человека является

таким чудесным изобретением, -что все принимается во внимание, все имеет,

так сказать, свой собственный ключ. Функция, которая выглядит бесполезной,

например, смех, помогает трансформировать некоторые впечатления,