Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 2)

центр в отдельности может только

знать; когда они объединяют все их знание, это дает понимание. Чтобы понять

что-либо, человеку надо по крайней мере три центра.

В. Имеется ли в виду, что нужно понять каждую сторону вещи?

О. Нет, я имею в виду то, что сначала вы должны иметь идею о том, на

какой линии, в каком масштабе, о каком целом вы думаете. А затем, если вы

говорите или думаете о некоторой отдельной вещи, вы должны понять эту

отдельную вещь в отношении к целому. Только это является пониманием:

нахождение места этой вещи, значения этой вещи, отношения этой вещи к вам

самим и к другим вещам. Попробуйте это, и вы найдете, что это не так легко,

как кажется.

В. Мы не понимаем ничего, как бы ограниченно это ни было. О. Да,

простые вещи мы иногда понимаем; но в немного более сложных мы теряемся и не

понимаем их. Мы хотим понять большие вещи, не сознавая, что в

действительности не можем понять самых простых вещей. Если мы начнем с них,

тогда постепенно начнем понимать больше. Но если мы начинаем с больших вещей

и отказываемся думать о малых вещах или наблюдать их, мы никогда ничего не

поймем.

В. Всегда ли возможно понимать эмоционально, без интеллектуального

понимания? Вы иногда чувствуете вещь, которую не можете понять.

О. Тогда это есть чувство, а не понимание. Эмоциональное понимание

иногда является очень полезным, только вы не можете проверить его. Но если

вы можете взглянуть на вещь с точки зрения одного центра, другого центра и

третьего центра, тогда вы действительно поймете. И даже руководство центров

недостаточно само по себе, ибо необходимо знание. Только когда знание

связано с руководством центров, это является пониманием.

В. Как может интеллектуальное понимание переходить в эмоциональное

понимание?

О. Как я только что сказал, понимание очень редко работает с одним

центром. Работа одного центра может быть информацией или чувством, но не

пониманием, которое является функцией нескольких центров -- двух, трех,

четырех, может быть, еще больше.

В. Имеется ли способ, которым я могу испытать мое понимание какой-либо

вещи?

О. Вы спрашиваете без указания вещи, которую вы имеете в виду, и это

показывает, что вы сами не понимаете, что спрашиваете, так как для каждого

отдельного понимания имеется определенный критерий. Допустим, вы говорите,

что понимаете, как добраться сюда от того места, где вы живете: тогда, если

вы взяли свою машину (если имеете ее) и прибыли сюда, это будет означать,

что вы имеете критерий для вашего понимания. Во всем другом только

практическое применение покажет, понимаете вы или нет.

В. Если мы достигнем некоторой степени понимания, будем ли мы более

полезными миру?

О. Сначала мы должны быть полезны самим себе. Когда мы достигнем первой

ступени, мы можем думать о второй ступени. Если мы спим, мы никому не можем

быть полезны, даже самим себе. Как можем мы понять других людей, когда не

понимаем себя? Люди NoNo 1, 2 и 3 не могут понимать друг друга; на этом

уровне понимание является просто случайным. Если мы двигаемся в направлении

человека No 4, мы начинаем понимать друг друга.

В. Что вы подразумеваете под пониманием друг друга?

О. Когда люди говорят, пытаются объяснить свои взгляды, они не могут.

Они не могут даже правильно повторить то, что они слышали, они меняют вещи.

И неправильное понимание растет и растет. Кто-то изобретает теорию,

немедленно изобретается пять других, противоречащих ей. Тысячи лет прошли от

начала Творения, и все это время люди никогда не понимали друг друга. Как мы

можем ожидать, что они будут понимать друг друга в настоящее время?

Поэтому сначала мы должны понять самих себя. Мы не видим нашего

положения и не осознаем своей механичности. Мы не видим, что это непонимание

является законом.

В. Как могу я лучше понять мою механичность и увидеть, что являюсь

машиной?

О. Мы ничего не можем делать без попытки. Если вы хотите

удостовериться, являетесь ли вы машиной или нет, попытайтесь сделать

что-нибудь, что машина не может сделать. Попытайтесь помнить себя, ибо

машина не может помнить себя. Если вы найдете, что можете, это будет

означать, что вы не машина; если вы найдете, что не можете, это докажет, что

вы машина. А затем, если вы осознаете, что являетесь машиной,