Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 2)

О. Действовать против этого было бы одинаково механическим, вы будете

только противопоставлять одну механичность другой механичности. Если вы

делаете что-то против того, что привыкли делать, это не обязательно будет

правильным. Кроме того, это не значит, что все, чему вы научились или к чему

привыкли, является ошибочным. Это было бы слишком просто. Возьмите некоторые

примеры из ваших действий, и вы увидите,, что когда вещи случаются, когда вы

позволяете им случаться, они могут быть правильными или они могут быть

ошибочными. Но если бы вы были сознательными, вы могли бы выбирать; это была

бы совершенно иная ситуация.

В. Должны ли мы признавать обычные стандарты поведения или находить

новые в работе?

О. Очень часто мы извиняем себя или находим извинения за то, что

забываем обычные стандарты, так как мы считаем, что должны иметь новые.

Когда мы находимся в процессе приобретения новых стандартов, в некоторый

момент мы не имеем никаких, поэтому вы должны понять, что мы должны

следовать обычным

182

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

стандартам, пока не приобрели новых. Если вы возьмете сущность обычных

моральных законов, вы не найдете ничего особенно отличного от того, что

можете видеть в настоящей системе. Например, возьмем обычные правила

отношений с людьми. Они очень просты:

не делайте другим того, чего не хотите, что бы делали вам. Это вполне

логично и ясно и полностью принято в системе.

В. Не должны ли мы сами узнать для себя, что правильно и что ошибочно,

и не ждать, пока нам скажут?

О. Как вы можете узнать это для самих себя? Люди искали ответ на этот

вопрос с сотворения мира и все еще не нашли его. Если бы вы могли найти для

самих себя то, что правильно и ошибочно, вы могли бы узнать все остальное.

Нет, вы должны научиться этому, подобно многим другим вещам, которые должны

быть выучены. Только когда вы поймете ценность самовоспоминания, вы

научитесь иметь правильные оценки и сможете судить и взвешивать.

В. Многие действия человек выполняет умышленно, зная, что они ошибочны,

но у него недостаточно сил для того, чтобы их остановить.

О. Конечно, так как если вы являетесь механическими во всем, вы не

можете стать сознательными только в одной вещи. Кроме того, умышленно не

значит сознательно; вещи просто случаются. Если все случается, одна вещь не

может не случиться; она тоже должна случиться.

В. Имеется ли какой-либо моральный стандарт, характерный для этой

системы?

О. Да, конечно, но, как я только что сказал, в отношении к этой системе

это очень легко понять. Это отношение механического к сознательному. Это

значит, что некоторые вещи являются механическими и должны оставаться

механическими, но некоторые другие вещи, которые в настоящее время

механичны, должны стать сознательными.

Видите ли, одна из наиболее трудных вещей -- это осознать правильное и

ошибочное или доброе и злое. Наш ум привык думать об этом в отношении к

сознанию. Мы считаем, что должно быть постоянное внешнее определение,

которое можно принять, помнить и которому можно следовать, и мы не

представляем себе, как может не быть никакого внешнего определения. Но

имеются внутренние качества действий, которые все определяют.

Эта идея отношения хорошего и плохого к сознательному и несознательному

является очень полезной для размышления, особенно когда вы начинаете

находить правильные аналогии; не только потому, что это дает вам

определенное понимание, но также потому, что путем удержания вашего ума на

этой и подобных идеях, которые вы слышите в системе, вы сохраняете его на

наиболее высоком уровне, возможном для нас, то есть в интел-

ГЛАВА VI

183

лектуальных частях центров. Вы не можете с пользою думать о таких вещах

более низкими, механическими частями центров -- из этого ничего бы не вышло.

Чтобы получить какое-то понимание, вы должны применять интеллектуальную

часть центров, и не только одну, но две или три одновременно.

Что такое мораль? Понимание законов поведения? Этого недостаточно.

Когда мы говорим, как дикари: 'Если вы крадете у меня, это плохо, но если я

краду у вас, это хорошо', это не мораль, это просто поведение дикаря. Ибо

мораль начинается тогда, когда появляется чувство хорошего и плохого в

отношении своих собственных