Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 2)

значение в большем масштабе. В то же самое время

идея справедливости интересна, потому что люди теряют громадное количество

энергии в этом вопросе. Мы можем остановить потерю, но мы не можем исправить

вещи в мире. Вся жизнь, от начала и до конца, является несправедливостью.

Например, мы должны умереть, -- это наиболее несправедливо. Мы делим вещи на

справедливые и несправедливые, но какое право мы имеем на это? Вся

органическая жизнь основана на несправедливости; это независимое хозяйство

по разведению кошек и крыс. Кошки едят крыс, и крысы едят кошек. Что

является справедливостью для кошек и крыс? Это жизнь. Ничего красивого. Наша

цель -- освободиться; не наше дело чувствовать негодование, это только

потеря энергии. Но мы не должны делать вид, что действительность не такая,

какая она есть.

В. Вы собираетесь поставить человека на то же место, что и всю

органическую жизнь?

0. Нет никакой разницы, другие формы просто полностью развиты, а

человек развит наполовину.

В. Почему только человеку, как одному из проявлений органической жизни,

должен быть предоставлен шанс для дальнейшего развития?

0. Я не думаю, что это вопрос выбора. Я думаю, что этот вопрос требует

совершенно иного подхода. С этой точки зрения вся органическая жизнь может

быть рассмотрена как долгая работа по экспериментированию с идеей создания

саморазвивающегося существа. Если человек способен достичь высшего

состояния, то это вследствие того, что человек был сделан таким образом: он

создан для саморазвития. Другие существа -- это только эксперименты для

развития различных особенностей, они не обладают всеми качествами, которыми

обладает человек.

Человек -- это машина, но существуют различные машины, и машины могут

быть созданы для специальной цели. Если машина используется для своей цели,

она в правильном месте, но если машина создана для одной цели, а

используется для другой, в этом случае она в неправильном месте. Человек --

это особенная машина, созданная для определенной цели; он сделан как

приемный аппарат некоторых высших влияний, идущих от Миров 3, 6, 12, и так

как он может получать эти влияния от высших миров, он может стать

независимым от окружающего его мира. В. Как человек может избежать своей

ситуации? 0. Он может избежать некоторых законов. На разных уровнях на вещи

действуют разные законы.

248

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

В. Подчинен ли человек в высшем состоянии сознания меньшему числу

законов, чем мы?

О. Конечно, так как большинство законов, которым мы должны подчиняться,

являются результатом нашего сна и нашей несознательности. Каждый шаг,

который мы совершаем, чтобы стать более сознательными, делает нас более

свободными. Допустите, что человек удовлетворен механической жизнью; тогда

он отрезает себя от высших влияний и получает влияния, начинающиеся только

от Мира 24. Конечно, тогда он находится в худшем положении, чем человек,

получающий влияния от высших миров. Законы или влияния из Миров 3 и 6 могут

прийти только через высший мыслительный центр, а влияния Мира 12--через

высший эмоциональный центр.

Кроме того, вы должны понять, что многие влияния могут быть получены

механически, но многие другие требуют усилия. Сверх того, влияния не

остаются неизменными -- они трансформируются в нем. Все зависит от того, как

они трансформируются.

В. Ответственны ли люди, в отличие от животных, за то, что они делают?

О. Люди NoNo 1, 2 и 3 менее ответственны; люди No 4 и т. д. более

ответственны; ответственность растет. Животному нечего терять, но человеку

есть что. Когда человек начал расти, он должен платить за каждую ошибку,

какую он совершает. Если человек не имеет никакого контроля, как во сне, он

не имеет никакой ответственности, но если он имеет даже малую возможность

контроля, возможность быть более пробужденным или менее пробужденным, как в

нашем случае, он уже ответственен.

В. Это подразумевает справедливость?

О. Нет, никто не назвал бы справедливостью необходимость платить за

свои ошибки. Большинство людей думают, что справедливость -- это получение

того, чего мы хотим, а не того, чего мы заслуживаем. Справедливость должна

означать некоторое соотношение между действиями и результатами действий.

Это, конечно, не существует и не может существовать