Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 2)

один раз в год. Это ежедневный экзамен.

В. Хотите ли вы сказать, что ложная личность может оставлять вас по

мере того, как вы становитесь старше?

О. Нет. Если вы ничего не делаете против нее, она растет. Вкусы могут

меняться, но она растет. Это есть единственное 'развитие', которое

происходит в механической жизни. Ложная личность -- это наиболее

механическая часть нас, настолько механическая, что из-за нее нет никакой

надежды. Поэтому ее нельзя допускать к работе.

В. Кажется, что великие люди, например, святые, побеждают ложную

личность?

О. Это зависит от степени. Святые описывают чертей, с которыми они

вынуждены бороться. Все черти живут в ложной личности.

В. Как я могу помнить мое осознание того, что многое из эмоционального

страдания находится в ложной личности?

О. Только путем самовоспоминания. Страдание -- это наилучшее возможное

средство для самовоспоминания, если вы научились, как применять его. Само по

себе оно не помогает; человек может страдать всю свою жизнь, и это не дает

ни крупицы результата, но если он учится использовать страдание, оно

становится полезным. В момент, когда вы страдаете, старайтесь вспоминать

себя.

В. Имеются два вида страдания: одно -- от видения моей собственной

механичности и слабости, и другое -- страдание от видения человека, которого

вы любите, больным или несчастным. Как работать против этого или как

использовать это для работы?

214

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

О. Вопрос состоит в том, можете ли вы делать что-либо или нет? Если вы

можете, вы можете, но если вы не можете, это другое дело. Если мы начинаем

страдать из-за всего, в чем мы не можем помочь, тогда мы, конечно, никогда

не перестанем страдать. Главное -- это обнаружить, насколько много в этом

воображения. Мы можем быть совершенно уверены, что его совсем нет, но, если

мы делаем еще одно усилие, мы часто видим, что все это воображаемое. Мы

имеем ошибочный образ самих себя, и в то же самое время мы приписываем этому

ошибочному образу реальные черты. Но если этот образ фальшив, тогда все, что

с этим связано, является фальшивым, и страдание человека также фальшиво. Оно

может быть очень острым, но это не делает никакой разницы. Воображаемое

страдание обычно более неприятно, чем реальное, так как с реальным

страданием вы можете что-то делать, но с воображаемым страданием вы ничего

не можете делать. Вы можете только отделаться от него, но если вы любите его

или горды им, тогда вы вынуждены сохранять его.

В. Я все еще не вижу, как начать понимать ложную личность.

О. Вы должны знать, чем она является, указать ей место, так сказать;

это есть первый шаг. Вы должны осознать, что любое отождествление, любое

учитывание, любая ложь, в том числе и ложь самому себе, все слабости, все

противоречия, видны они или нет, все они являются ложной личностью. Она

подобна особой породе собак. Если вы не знаете ее, вы не можете говорить о

ней. Даже видеть небольшие части ее вполне достаточно, ибо каждая малая

часть ее имеет одну и ту же окраску. Если вы видели эту собаку один раз, вы

всегда узнаете ее. Она лает особым образом, бегает особым образом...

Вначале вы не можете знать, что есть 'Я' и что есть ложная личность.

То, что вы называете 'Я', имеет сложное строение и такой же является ложная

личность. Вы не можете знать все о любой из них; но если вы берете с одной

стороны нечто, о чем вы не сомневаетесь, что это есть ложное, а с другой

стороны нечто, о чем вы не сомневаетесь, что это истинное, вы можете

сравнивать их.

В. Иногда я наблюдаю, как я отождествляюсь или учитываю, и нахожу, что

я делаю это благодаря образу себя, который у меня есть. Могу ли я таким

образом подойти к знанию ложной личности и, наблюдая ее, ослабить ее?

0. Да, это единственный путь, но только если вы не устаете от этого,

ибо многие люди начинают активно, но вскоре устают, и начинают применять 'я'

без разбора, не задавая себе вопроса:

'Какое я'? Наш главный враг есть слово 'я', потому что, как я сказал,

мы действительно не имеем никакого права применять его в обычных условиях.

Значительно позднее, после длительной рабо-

ГЛАВА VII

215

ты, мы можем начать думать о группе 'я', которые соответствуют

Заместителю Управляющего в качестве 'Я'. Но в обычных условиях,