Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 2)

иметь. В состоянии совести мы видим их

все сразу. Вот почему это является таким неприятным состоянием. Совесть не

находится очень далеко, но у нас есть так много методов, чтобы предохранить

самих себя от ощущения совести, таких методов, как воображение,

отрицательные эмоции, оправдание и т. д., потому что совесть неудобна.

В. Вы сказали, что совесть есть ощущение всех наших эмоций в одно и то

же время. Я совсем не могу понять, как мы можем ощущать их все вместе.

0. Нет, я никогда не говорил этого. Я сказал, что в момент совести,

хотите вы этого или нет, вы будете сразу ощущать все ваши эмоции по одному и

тому же предмету. Но это не есть определение совести. Совесть может быть

определена как эмоциональное ощущение истины по данному предмету. Как я

сказал, совесть такая же вещь, как сознание, только она выглядит иной для

нас. Мы субъективны, так что мы принимаем вещи с субъективной точки зрения.

Когда мы думаем о сознании, мы думаем о некоторой силе, некоторой энергии

или состоянии в связи с интеллектуальным пониманием. Та же энергия, та же

сила может проявляться через эмоции, и это может происходить с совершенно

обычными людьми в обычных условиях. Иногда люди могут иметь эмоциональное

ощущение истины -- некоторые больше, другие меньше. Это -- совесть.

Недостаток сознания, отсутствие самовоспоминания и многие другие вещи,

такие, как отождествление и воображение, отключают нас от этих моментов

совести, которые при отсутствии всего этого были бы возможны. Старайтесь

думать об этом таким образом. Видение противоречий и совесть связаны, но это

не одно и то же, и если вы берете эти две вещи вместе, вы никогда никуда не

доберетесь.

ГЛАВА VI

1'7

Сознание, которое мы имеем в нашем состоянии, не может проявляться

через интеллектуальный центр, потому что интеллектуальный центр слишком

медленный, так как он работает, главным образом, с формирующей частью. Но

оно может по временам проявляться через эмоциональный центр, и тогда, как я

сказал, оно называется совестью. Сознание, чтобы проявить себя, требует

длительной подготовки, интеллектуальных способностей и тому подобных вещей,

но совесть работает более часто и более легко, чем полное сознание. Полное

сознание требует много знания, связанного с пониманием своего существования,

но это должно быть постоянное понимание; недостаточно понимать его сегодня и

забывать завтра.

Вначале, когда совесть проявляется в нас, она поворачивается против

нас, и мы начинаем видеть все наши внутренние противоречия. Обычно мы не

можем видеть их, так как всегда находимся в том или другом маленьком

изолированном отделении, но совесть может наблюдать сверху и показывать вам,

что здесь вы чувствовали одну вещь, там другую вещь и где-то еще опять

совершенно иную вещь, -- все по отношению к одному и тому же предмету.

Например, если мы возьмем работу, мы должны осознать, что в один момент

мы чувствуем относительно нее одно, в другой момент -- совсем иное, а в

третий момент -- еще что-нибудь. И мы никогда не чувствуем ее всю вместе.

Если бы мы могли чувствовать в одно и то же время все, что когда-либо

чувствовали относительно работы, мы получили бы большой удар. Это была бы

совесть. Вся наша жизнь, все наши привычные способы мышления имеют только

одну цель -- избежать ударов, неприятных чувств, неприятных представлений о

самих себе. И это главное, что сохраняет нас спящими, так как для того,

чтобы пробудиться, мы не должны бояться; мы должны быть достаточно смелыми,

чтобы видеть противоречия.

Даже совершенно не касаясь вопроса совести, важно обнаружить в самих

себе, что во время переживания сильных эмоций (это не относится к умеренным

эмоциям), вы можете быть уверены, что в другой момент будете иметь другую

эмоцию относительно той же вещи. Если вы не можете видеть это в себе,

наблюдайте это в других людях. Когда вы осознаете существование этих

противоречивых эмоций, это поможет вам понять вашу механичность и ваш

недостаток понимания самих себя -- недостаток самопознания. На что мы

похожи, когда чувствуем различные эмоции в различное время? В один момент мы

доверяем, в другой момент мы подозреваем, в один момент мы любим, в другой

момент не любим. Таким образом, цель состоит в том, чтобы собрать эти

различные эмоции вместе, в противном