Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 2)

судить.

Эта система начинает с возможности объективного сознания, а объективное

сознание описывается как состояние, в котором мы можем познать истину. Когда

мы достигаем его, мы можем познать истину; мы будем также знать, что

является правильным и ошибочным. Следовательно, тот же путь, который ведет к

объективному сознанию, ведет также к пониманию правильного и ошибочного. Так

как мы не достигли объективного сознания, мы рассматриваем все, что помогает

нам развивать его, как пра-

ГЛАВА VI

185

вильное и хорошее, и все, что мешает нам в этом, как ошибочное и

плохое.

В нашем обычном понимании объективная истина относится больше к

интеллектуальной стороне жизни, но человек может хотеть знать ее также с

религиозной стороны, с моральной стороны, с эстетической стороны и т. д.

Система объясняет, что люди 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7 находятся в различном

положении в этом отношении. Имеются религии No 1, No 2, No 3, No 4 и т. д.,

и имеются морали No 1, No 2, No 3, No 4, No 5 и т. д. Это не значит, что та

или другая из них является ошибочной, но что одна не может быть объяснена

посредством другой. Например, Христос не проповедовал инквизиции, и если его

учение искажено людьми 1, 2 и 3, чтобы использовать его для преступных

целей, это не может быть приписано Христу.

Так как мы являемся людьми 1, 2 и 3, имеется много вещей, по поводу

которых мы не можем найти никаких видимых указаний о том, помогают они или

препятствуют развитию сознания. Поэтому мы должны искать другие принципы, и

мы можем найти эти другие принципы, только если думаем о конкретных случаях

поведения. В настоящей системе можно найти много достаточных указаний,

которые показывают, как смотреть на ту или иную вещь.

В. Считаете ли вы, что с течением времени из этой системы могут

возникнуть новая вера и мораль?

О. Из этой системы -- нет. Это совсем иное. Эти идеи не для масс, не

для толпы. Вы должны помнить, что это есть учение школы, а учение школы

может существовать только для школ. При благоприятных обстоятельствах школы,

возможно, могут увеличиваться, но это совсем иное; это не есть то же самое,

что появление и рост религии.

Цель настоящей системы -- привести человека к совести. Совесть -- это

определенная способность, которая существует в каждом нормальном человеке.

Она является, в действительности, иным выражением сознания, только сознание

работает больше на интеллектуальной стороне, а совесть -- больше на

моральной стороне: она помогает осознать, что является хорошим и что

является плохим в чьем-либо поведении. Совесть -- это состояние, в котором

человек не может скрыть что-то от самого себя, и она должна быть развита в

человеке. Это развитие происходит одновременно с развитием сознания. Мы не

можем сказать, что у нас нет совести, поэтому не имеется в виду специальное

развитие чего-то, что не существует в нас. Просто в нашей жизни она

находится за кулисами, спрятанной очень глубоко в нас и спящей. В обычной

жизни она может пробудиться в какой-то момент, и когда это происходит,

особенно вначале, это всегда приносит страдание, ибо очень неприятно

сталкиваться лицом к лицу с истиной о самом себе.

1'6

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

Совесть в отношении к эмоциям есть то же самое, что сознание в

отношении к идеям. Может быть, для вас легче будет понять, что такое

совесть, если вы подумаете об этимологическом значении слов сознание и

совесть. Сознание означает знание, связанное вместе. Но мы не можем говорить

о всем знании, так как это было бы слишком сложно; мы можем говорить только

о всем знании, которое можем иметь относительно одного и того же предмета.

Оно должно быть связано с самоосведомленностью, поэтому сознание должно быть

вами самими, связанным со всем, что вы знаете о некоторой частной вещи.

Совесть -- то же самое, только в отношении к эмоциям. Иметь момент совести

значит чувствовать сразу все то, что вы чувствуете о ком-то или о чем-то.

Если вы могли бы почувствовать все, что вы когда-либо чувствовали в

отношении к человеку, стране, дому, книге или чему-либо еще, это был бы

момент совести, и вы бы увидели, как много противоречий имеется в ваших

эмоциях. Если у вас не было такого переживания, вы не можете представить

себе, сколько различных чувств можете