Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 2)

внутренними проявлениями, и для нас оно невозможно, если

под счастьем вы понимаете гармонию.

В. Кажется, что работа делает человека более несчастным?

О. Изучение настоящей системы, приобретение большего контроля не могут

делать человека более несчастным. В этом нет никакого самоотрицания. То, что

человек должен потерять, это воображение. Все, что реально, не является

препятствием к пробуждению. Это воображаемые вещи, которые сохраняют нас

спящими, и от них мы должны отказаться.

В. Обусловлены ли буфера воспитанием и окружением?

О. Многими вещами; но наилучшие буфера созданы самовоспитанием.

В. Учит ли нас система, как избавляться от буферов?

О. Да, система учит нас сначала находить их. Затем, найдя их, вы можете

находить методы, как избавиться от них. Вы не можете начинать работать над

ними прежде, чем вы знаете их.

В. Как можно найти буфера?

О. Человек не может найти их, если он не наблюдает себя правильно. Вы

должны искать противоречия.

В. Нужно ли самим находить свои буфера, или они должны быть показаны

человеку?

О. Во всяком случае, они не могут быть показаны до тех пор, пока вы не

сделали для себя все, что вы можете. Люди никогда не верят сказанному; они

говорят: 'Что угодно, только не это!'

В. Является ли буфером говорить самому себе: 'Я сделаю это завтра?'

О. Это не буфер, но очень хороший метод поддержания буферов в рабочем

состоянии.

В. Вы говорите, что человек должен искать несовместимые вещи в самом

себе. Я вижу многие из них, но я приписываю их различным 'я'.

О. Да, это совершенно верно. Но когда мы находимся в одной из этих

несовместимостей, мы обычно отождествлены с одним из этих взглядов и не

можем видеть другого. Когда вы не находитесь ни в том, ни в другом, когда вы

стоите в стороне, вы можете сказать: 'Иногда я смотрю на это таким образом,

а иногда таким',

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

192

но когда вы отождествлены, вы не можете делать это. Вы должны стараться

разрушить это отождествление.

В. Является ли буфером хотеть и не хотеть какую-то вещь в одно и то же

время?

О. Это не буфер. Буфер часто принимает форму сильного убеждения.

Например, один человек, которого я знал, был убежден, что он любит всех

людей. В действительности он никого не любил, но благодаря силе этого буфера

он был свободен быть настолько неприятным, насколько ему хотелось. Это очень

надежный и прочный буфер.

В. Можно ли узнать о буферах путем наблюдения других?

О. Да, потому что это может помочь вам видеть буфера в самих себе. Но

так как вещи редко повторяются один в один, человек будет всегда видеть

буфера только в других, а не в самом себе. Но если он подготовлен для этого

путем нахождения этих вещей сначала в самом себе, путем осознания своей

механичности, он может начать видеть буфера.

В. Когда человек видит буфер, то иногда он, по-видимому, создает другие

буфера, чтобы оправдать себя?

О. Вы не можете столь легко создавать буфера. Вы можете создавать ложь

и воображение, но буфера являются прочными вещами, и создание их есть

длительный процесс.

В. Может ли совесть быть понята только тогда, когда мы переживаем

высокую эмоцию?

О. Нет, как я сказал, совесть есть чувство, возможное для совершенно

обычных людей, без какой-либо школы. Это есть род внутреннего чувства истины

в связи с одной частной вещью, или другой вещью, или третьей вещью. Связь

может быть ошибочной, но чувство само по себе будет вполне правильным.

В. Несомненно, совесть -- это больше, чем осведомленность о всех своих

эмоциях в данное время, так как она может изменить результат действия

человека. Она, по-видимому, усиливает некоторые эмоции и ослабляет другие.

О. Это потому, что вы видите их. Это есть наибольшая из всех

возможностей, так как когда вы увидите ваши различные эмоции относительно

одной и той же вещи и будете видеть их постоянно, вы ужаснетесь.

В. Не есть ли то, что мы называем совестью, одно 'я', не одобряющее

другое?

О. Это очень хорошее наблюдение совести в обычном смысле слова. Но то,

что я называю совестью, есть некоторое состояние, в котором мы можем быть

позднее. То, что называется совестью в обычной жизни, есть просто

определенные ассоциации. Мы привыкли мыслить и поступать определенным

образом, и если по некоторой причине поступаем по-иному,