Карлос Кастанеда

Сказка о силе (Часть 1)

Хуану, что он был прав,

предупреждая меня о трудности темы, и что мой интеллектуальный багаж

оказался несоответствующим для того, чтобы я смог ухватить его концепции и

объяснения. Я предположил, что может быть, если я пойду в свою гостиницу и

прочитаю свои записки, мое восприятие предмета может улучшиться. Он

постарался успокоить меня, сказав, что я тревожусь о словах. Пока он

говорил, я испытал озноб и на мгновение почувствовал, что действительно есть

какая-то другая часть меня самого.

Я заметил дону Хуану, что испытываю какое-то необъяснимое ощущение. Мое

заявление явно возбуждало его любопытство. Я рассказал ему, что подобные

ощущения бывали у меня и раньше, и что они, казалось, были секундными

провалами, перерывами в моем потоке сознания. Они всегда проявлялись как

толчок в моем теле, за которым следовало ощущение, что я как бы зависаю.

Мы направились в центр города, идя неторопливым шагом. Дон Хуан

попросил меня изложить ему все детали моих провалов. Мне было очень трудно

описать их, разве что называть их моментами забывчивости или неслежения за

тем, что я делаю. Он терпеливо остановил меня, указав, что я очень

требовательная персона, имею отличную память и бываю очень тщателен в своих

действиях. Сначала мне показалось, что эти любопытные провалы были связаны с

остановкой внутреннего диалога, но они бывали у меня и тогда, когда я

разговаривал сам с собою вовсю. Казалось, они происходили из области,

независимой от всего того, что я знаю.

Дон Хуан похлопал меня по спине. Он улыбался с явным удовольствием.

- В конце-концов ты начинаешь устанавливать реальные связи, - сказал

он.

Я попросил его объяснить это загадочное заявление. Но он резко прервал

наш разговор и сделал мне знак следовать за ним в небольшой парк перед

церковью.

- Это конец нашего путешествия в центр города, - сказал он и сел на

скамью. - здесь мы имеем идеальное место для того, чтобы наблюдать за

людьми. Тут идут прохожие по улице и другие, которые возвращаются из церкви.

Отсюда мы можем видеть каждого.

Он указал на широкую деловую улицу и на дорожку, посыпанную гравием,

ведущую к церкви. Наша скамья находилась на полдороге между церковью и

улицей.

- Это моя очень любимая скамейка, - сказал он, глядя на дерево.

Он подмигнул мне и добавил с улыбкой: 'она любит меня, вот почему на

ней никто не сидит. Она знала, что я приду'.

- Скамейка знала это? - Нет! Не скамейка. Мой нагваль. - Разве нагваль

имеет сознание, он осознает предметы?

- Конечно. Он осознает все. Вот почему меня интересует твой отчет. То,

что ты называешь провалами и ощущениями, является нагвалем. Чтобы говорить

об этом, мы должны заимствовать с острова тоналя слова, поэтому удобнее

будет ничего не объяснять, а просто перечислить его эффекты.

Я хотел сказать еще что-нибудь об этих любопытных ощущениях, но он

заставил меня замолчать.

- Хватит. Сегодня не день нагваля. Сегодня день тоналя. Я надел свой

костюм, потому что я сегодня целиком тональ.

Он смотрел на меня. Я собирался сказать ему, что предмет, похоже,

становится более трудным, чем все, что он объяснял мне до сих пор. Он,

казалось, предвидел мои слова.

- Это трудно, - продолжал он, - я знаю это. Но учитывая то, что это

последняя заслонка, последний этап того, чему я тебя учил, не будет

чрезмерным сказать, что она охватывает все, о чем я говорю с первого дня

нашей встречи.

Долгое время мы молчали. Я чувствовал, что мне нужно подождать, пока он

завершит свое объяснение, но ощутил внезапный приступ тревоги и поспешно

спросил.

- Нагваль и тональ внутри нас? Он взглянул на меня пристально.

- Очень трудный вопрос, - сказал он. - сам ты сказал бы, что они внутри

нас. Я сказал бы, что они не внутри, но никто из нас не был бы прав. Тональ

твоего времени призывает тебя утверждать, что все, имеющее отношение к твоим

мыслям и чувствам, находится внутри тебя. Тональ магов говорит

противоположное: все снаружи. Кто прав? Никто. Внутри, снаружи, это в

действительности не имеет значения.

Я не отступал. Я сказал, что когда он говорил о тонале и нагвале, то

это звучало так, как будто бы существует и третья часть. Он сказал, что

тональ 'заставляет нас' совершать поступки. Я попросил его сказать мне, о

ком он говорил,