Карлос Кастанеда

Сказка о силе (Часть 1)

судить, свидетельствовать и

оценивать. Я говорю, что тональ делает мир, потому что он свидетельствует и

оценивает его согласно своим тональным законам. Очень странным образом

тональ является творцом, который не творит ни единой вещи другими словами,

тональ создает законы, по которым он воспринимает мир, так что, образно

говоря, он творит мир.

Он мурлыкал популярную мелодию, отбивая ритм пальцами на краю стула.

Его глаза сияли. Казалось, они искрятся. Он усмехнулся и покачал головой.

- Ты не слушаешь меня, - сказал он улыбаясь. - Слушаю, у меня нет

никаких проблем, - сказал я, но не очень убежденно. - Тональ - это остров, -

объяснил он. - лучший способ описать его, это сказать, что тональ - вот это.

Он очертил рукой середину стола.

- Мы можем сказать, что тональ как вершина этого стола, остров, и на

этом острове мы имеем все. Этот остров фактически мир.

Есть личные тонали для каждого из нас и есть коллективный тональ для

всех нас в любое данное время, который мы можем назвать тоналем времен.

Он показал на ряд столов в ресторане. - Взгляни, каждый стол имеет одни

и те же очертания.

Определенные предметы есть на каждом из них. Индивидуально они, однако,

отличаются один от другого. За одними столами больше людей, чем за другими,

на них разная пища, разная посуда, различная атмосфера, и однако мы должны

согласиться, что все столы в ресторане очень похожи. Та же самая вещь

происходит с тоналем. Мы можем сказать, что тональ времен это то, что делает

нас похожими. Точно также, как все столы в этом ресторане похожи. Каждый

стол, тем не менее, это индивидуальный случай, точно так же, как личный

тональ каждого из нас. Однако, следует иметь в виду тот важный момент, что

все, что мы знаем о нас самих и о нашем мире, находится на острове тоналя.

Понимаешь, о чем я говорю?

- Если тональ это все, что мы знаем о нас и нашем мире, что же такое

нагваль?

- Нагваль - это та часть нас, с которой мы вообще не имеем никакого

дела.

- Прости, я не понял. - Нагваль - это та часть нас, для которой нет

никакого описания. Нет слов, нет названий, нет чувств, нет знания.

- Но это противоречие, дон Хуан. По моему мнению, если это не может

быть почувствовано, описано или названо, то оно не может существовать.

- Это противоречие только по твоему мнению. Я предупреждал тебя ранее,

чтобы ты не пытался сбить самого себя с ног, стараясь понять это.

- Не говоришь ли ты, что нагваль это ум? - Нет, ум - это предмет на

столе, ум - это часть тоналя.

Скажем так, что ум - это чилийский соус. Он взял бутылку соуса и

поставил ее передо мной. - Может нагваль - душа? - Нет, душа тоже на столе.

Скажем, душа - это пепельница. - Может это мысли людей? - Нет, мысли тоже на

столе. Мысли как столовое серебро.

Он взял вилку и положил ее рядом с чилийским соусом и пепельницей.

- Может быть это состояние блаженства, неба? - И не это тоже. Это, чем

бы оно ни было, есть часть тоналя. Это, скажем, бумажная салфетка. Я

продолжал перечислять возможные способы описания того, о чем он говорит:

чистый интеллект, психика, энергия, жизненная сила, бессмертие, принцип

жизни. Для всего, что я называл, он нашел предмет на столе как противовес и

ставил его передо мной, пока все предметы на столе не были собраны в одну

кучу.

Дон Хуан, казалось, наслаждался бесконечно. Он хихикал, потирал руки

каждый раз, когда я называл другую вероятность.

- Может быть нагваль - высшее существо, всемогущий бог? - спросил я.

- Нет, бог тоже на столе. Скажем так, что бог - это скатерть. Он сделал

шутливый жест для того, чтобы скомкать ее и положить с другими предметами

передо мной.

- Но значит ты говоришь, что бога не существует? - Нет, я не сказал

этого.

Все, что я сказал, так это что нагваль - не бог, потому что бог

является предметом нашего личного тоналя и тоналя времен. Тональ является,

как я уже сказал, всем тем, из чего мы думаем, состоит мир, включая бога,

конечно.

Бог не более важен, чем что-либо другое, будучи тоналем нашего времени.

- В моем понимании, дон Хуан, - бог - это все. Разве мы не говорим об

одной и той же вещи?

- Нет, бог это только все то, о чем мы можем думать, поэтому, правильно

говоря, он только другой предмет на этом острове. Бога нельзя посмотреть по

собственному желанию, о нем можно только