Карлос Кастанеда

Разговоры с доном Хуаном (Часть 1)

процессе

обучения из-за опасной природы тех предметов, с которыми имел дело человек

знания; затем было логично, что драматические проявления были больше, чем

театральными представлениями - они были обусловлены убежденностью, что

смерть была вездесущим игроком.

Усилия воли повлекли за собой не только драму, но также необходимость

эффективности. Воля должна быть эффективной; одним из ее качеств должна

быть правильная направленность и приемлемость. Идея неминуемой смерти

вызвала к жизни не только драму, но и уверенность в том, что в каждое

действие входит борьба за выживание, уверенность в том произойдет

уничтожение, если чья-то воля не будет эффективной.

Воля также повлекла за собой идею вызова, т.е. действия,

направленного на проверку и доказывающего, что человек способен совершить

правильное действие в пределах жестких рамок получаемых знаний.

Ч_е_л_о_в_е_к з_н_а_н_и_я_ о_б_л_а_д_а_л_ б_о_й_ц_о_в_с_к_и_м

х_а_р_а_к_т_е_р_о_м.

Существовать для человека знания значит находится в состоянии

постоянной борьбы, и мысль о том, что он боец, ведет жизнь воина, помогала

ему достигать эмоциональной стабильности. Сама идея воюющего человека

состоит из четырех концепций: 1) человек знания должен иметь уважение, 2)

в нем должно быть чувство страха, 3) он должен быть активным, 4) он должен

быть уверен в себе. Отсюда быть воином - это вид самодисциплины, форма

совершенствования личности, хотя это то состояние, когда личные интересы

сведены к минимуму, т.к. в большинстве ситуаций личный интерес несовместим

с суровой необходимостью для совершения какого-либо предопределенного,

обязательного акта.

Человек знания в роли бойца обязан обладать особым уважением ко

всему, с чем ему приходилось иметь дело; ко всему, что связано с его

знанием, следует относиться с глубоким уважением для того, чтобы в

перспективе расставить все по значимости. Иметь чувство уважения

эквивалентно умению оценивать незначительные возможности человека перед

лицом _н_е_и_з_в_е_с_т_н_о_с_т_и.

Если человек мыслит таким образом, то эта идея уважения, логически

развиваясь, включает уважение к себе, т.к. человек неисследован в той же

степени, как и сама _н_е_и_з_в_е_с_т_н_о_с_т_ь. Упражнение, направленное

на осознание чувства уважения, трансформировало изучение этого

специфического знания, которое иначе могло бы показаться абсурдным, в

рациональное.

Еще один необходимый фактор в жизни бойца - это необходимость

испытывать и тщательно оценивать чувство страха. Идеальная ситуация - это

когда, несмотря на страх, человек продолжает производить действия.

Предположительно, чувство страха должно быть побеждено и в какой-то период

в жизни человека оно должно исчезнуть, но первое, что человек должен

сознавать, это необходимость испытывать это чувство с тем, чтобы должным

образом оценить это чувство. Дон Хуан утверждал, что человек способен

победить страх, только будучи лицом к лицу с ним.

Будучи бойцом, человек знания должен быть всегда активным, начеку.

Человек на войне должен быть начеку, чтобы осознавать два аспекта знания:

(1) осознание намерения и (2) осознание ожидаемого постоянного движения.

Осознание намерения - это знание факторов, участвующих во

взаимоотношении между специфической целью любого обязательного действия и

целью действия отдельного человека. Так как у всех обязательных действий

есть определенная цель, человек знания должен быть всегда активен, т.е. он

должен быть в состоянии сочетать определенную цель каждого обязательного

действия с тем определенным мотивом, который побудил его к действию.

Осознавая эту взаимосвязь, человек знания должен быть в состоянии

осознавать, что такое ожидаемое постоянное движение. То, что я назвал

'осознание ожидаемого постоянного движения' - это уверенность в том, что

человек в состоянии всегда определить значимые изменения, происходящие во

взаимоотношении между специфической целью действия и мотивов личности,

побуждающих личность действовать. Осознавая это движение, человек,

предполагается, должен обнаруживать самые незначительные изменения. Это

целенаправленное осознание изменений объясняет признание и интерпретацию

предзнаменований и других необычных событий.

Последний аспект бойцовского поведения - это необходимость

уверенности