Карлос Кастанеда

Разговоры с доном Хуаном (Часть 1)

знания' со всеми семью темами и составляющими их концепциями,

включает в себя все обстоятельства становления колдуна.

Стать человеком знания - это вопрос обучения. Первая тема

подразумевает, что учиться - это единственный способ стать человеком

знания, а это в свою очередь подразумевает необходимость длительных усилий

для достижения цели. Стать человеком знания - это конечный результат

процесса в отличие от немедленного приобретения этого состояния,

являющегося даром сверхестественных сил. Вероятность узнать, как стать

человеком знания, оправдала существование системы обучения тому, как этого

достичь.

В первой теме было три элемента: (1) не существовало очевидных

необходимых условия для того, чтобы стать человеком знания; (2)

существовали некоторые скрытые условия; 3) решение о том, кто может стать

человеком знания, вынесено было безликими силами.

Видимо, не существовало очевидных предпосылок, которые помогли бы

определить, кто способен, а кто нет, научиться стать человеком знания. В

идеале к этому может стремиться любой. Хотя на практике, дон Хуан отбирал

учеников.

Фактически, при существующих обстоятельствах, любой учитель выбирал

бы учеников, подбирая их по скрытым предпосылкам. Сущность этих

предпосылок никогда не была сформулирована; дон Хуан лишь исподволь

внушал, каким должен быть ход мыслей при выборе будущего ученика. Подход,

который он использовал для того, чтобы определить, насколько подходящим

был склад характера кандидата в ученики, дон Хуан называл 'непреклонное

намерение'.

Тем не менее, окончательное решение по вопросу о том, кто может

научиться быть человеком знания, было делом безликой силы, о которой дон

Хуан знал, но это находилось за пределами его воли. Эта сила могла указать

на нужного человека, дав ему возможность совершить необычный поступок, или

поставив его в необычные обстоятельства. Поэтому, отсутствие открытых

предпосылок и существование скрытых предпосылок никогда не вступали в

конфликт.

Человек, который таким образом был выделен из числа других,

становился учеником. Дон Хуан называл его эскогидо - 'избранный'. Быть

избранным значило гораздо больше, чем быть просто учеником. Сам способ

выбора эскогидо уже отличал его от обыкновенных людей. Он уже считался

носителем минимального количества могущества, которое предположительно

должно было возрастать по мере обучения.

Но учение - это процесс бесконечного поиска и те силы, которые

вынесли первоначальное решение или силы, с ними сходные, должны были в

дальнейшем определить в состоянии ли эскогидо продолжать обучение или он

потерпел поражение. Такие решения могли обозначиться в разных выражениях

на любой стадии обучения. В этом смысле любые необычные обстоятельства,

окружающие ученика, рассматривались, как предзнаменования.

Ч_е_л_о_в_е_к_ з_н_а_н_и_я_ и_м_е_л_ н_е_п_р_е_к_л_о_н_н_о_е

н_а_м_е_р_е_н_и_е.

Сама мысль о том, что человек знания нуждается в непреклонном

намерении, объясняла упражнение силы воли. Иметь непреклонное намерение

значило иметь волю для осуществления необходимой процедуры в рамках

получаемого знания. Человеку знания нужна несгибаемая воля, чтобы

выдержать обязательное качество, которое свойственно любому действию,

происходящему в пределах его знания.

Обязательное качество всех действий, происходящих в таких пределах,

их неизменность и предопределенность, без сомнения, любому человеку

неприятны; по этой причине небольшое количество непреклонного намерения -

это единственное скрытое требование, предъявляемое к каждому будущему

ученику.

Непреклонное намерение состоит из (1) умеренности, (2) трезвости

суждения и (3) недостатка свободы вводить новшества.

Умеренность необходима человеку, т.к. большинство обязательных

действий касалось инстанций или элементов, находящихся или за рамками

обычной повседневной жизни, или не были приняты в обычной деятельности, и

человеку, который должен действовать в соответствии с ними, приходится

делать экстраординарное усилие каждый раз, как он предпринимает какое-то

действие. Ясно, что быть способным на такое усилие можно лишь будучи

умеренным в другой деятельсноти, которая прямо не затрагивает такие

предопределенные действия.

Ввиду того, что