Карлос Кастанеда

Разговоры с доном Хуаном (Часть 1)

все. Я снова поднял вопрос различий, которые я заметил в движении

света.

- Вещи, которые живы, - сказал он, - двигаются внутри, и ворона может

легко видеть, когда что-либо мертвое или готово умереть, потому что

движение останавливается или замедляется вплоть до полной остановки.

Ворона может также сказать, когда что-либо движется очень быстро, и по

этому признаку ворона может сказать, когда что-либо двигается не так, как

надо.

- Но что это значит, когда что-либо движется слишком быстро или не

так, как надо?

- Это означает, что ворона может фактически сказать, чего следует

избегать, а чего искать. Когда что-нибудь двигается слишком быстро внутри,

это означает, что оно готово яростно взорваться или прыгнуть вперед, и

ворона будет избегать этого. Когда оно внутри двигается так, как надо, это

приятное зрелище, и ворона будет искать его.

- Камни двигаются внутри?

- Нет. Ни камни, ни мертвые животные, ни мертвые деревья, но на них

приятно смотреть. Вот поэтому вороны кружатся над мертвыми телами. Им

нравится смотреть на них. Ни один свет не движется внутри их.

- Но когда плоть распадается, разве она не изменяется или не

двигается?

- Да. Но это совсем другое движение. То, что ворона видит, это

миллионы маленьких отдельных светов, двигающихся внутри плоти. Каждая из

движущихся точек имеет свой собственный свет, и вот почему воронам так

нравится это видеть. Это действительно незабываемое зрелище.

- Ты видел это сам, дон Хуан?

- Каждый, кто научится становиться вороной, может видеть это. Ты

увидишь это сам.

В этом месте я задал дону Хуану неизбежный вопрос:

- Я действительно стал вороной? Я имею в виду: любой, кто посмотрит

на меня, примет меня за обычную ворону?

- Нет, ты не можешь думать так, когда имеешь дело с силами о_л_л_и_.

Такие вороны не имеют смысла. И однако же, чтобы стать вороной - это самое

простое из всех дел. Это почти как фокус. В этом мало пользы. Как я уже

сказал тебе, дымок не для тех, кто ищет силу. Он только для тех, кто

старается видеть. Я научился становиться вороной, потому что эти птицы

наиболее эффективны из всех. Никакие другие птицы не беспокоят их, за

исключением, может быть, более крупных голодных орлов. Но вороны летают

группами и могут защитить себя. Люди не беспокоят ворон также, и это

важный момент. Любой человек может распознать большого орла, особенно

необычного орла, или другую крупную необычную птицу, но кому есть дело до

ворон? Ворона в безопасности. Она идеальна по размеру и по природе. Она

может безопасно проникать в любое место, не привлекая внимания. С другой

стороны можно стать львом или медведем, но это довольно опасно. Такие

существа слишком велики, слишком много требуется энергии, чтобы

превратиться в такого. Можно также стать ящерицей или тараканом или даже

муравьем, но это еще более опасно, поскольку крупные животные охотятся за

мелкими.

Я стал спорить и сказал, что то, что он говорит, означает возможность

действительного превращения в ворону, в таракана или во что-либо еще, но

он настаивал на том, что я не понимаю.

- Нужно долгое время, чтобы научиться быть действительно вороной, -

сказал он, - но ты не меняешься и не перестаешь быть человеком. Это нечто

другое.

- Можешь ты мне сказать, что это такое - нечто другое, дон Хуан?

- Нет, сейчас ты уже знаешь сам это. Может быть, если бы ты не боялся

так сойти с ума или потерять свое тело, ты понял бы этот чудесный секрет,

но, может быть, тебе нужно ждать до тех пор, пока ты потеряешь свой страх,

для того, чтобы понять, что я имею в виду.

11

Последнее событие, которое я записал в моих полевых тетрадях, имело

место в сентябре 1965 года. Это было последнее из учений дона Хуана. Я

назвал его 'специальное состояние необычной реальности', потому что оно не

было продуктом ни одного из растений, которыми я пользовался раньше.

Казалось, что дон Хуан называл его путем тщательного манипулирования

с намеками на самого себя. Иначе говоря, он вел себя передо мной так ловко

и таким манером, что создал ясное и устойчивое впечатление, что он в

действительности был не он, но кто-то подражающий ему. В результате чего я

испытал глубокое чувство конфликта. Я хотел верить, что это был дон Хуан,

и все же не мог быть в этом уверен. Подоплекой этого конфликта был

сознательный