Карлос Кастанеда

Разговоры с доном Хуаном (Часть 1)

ни обо что ударять. Ее надо держать сухими руками. Никогда не

браться за нее, если руки потные и пользоваться ею лишь находясь в

одиночестве. И никто, абсолютно никто не должен видеть ее, разве что ты

намерен ее передать этому человеку. Вот чему мой бенефактор учил меня. И

именно так я обращался со своей трубкой всю мою жизнь.

- Что случится, если ты утеряешь или сломаешь трубку?

- Я умру.

- Все трубки магов такие, как твоя?

- Не все имеют трубки, подобные моей, но я знаю некоторых, у кого они

есть.

- Можешь ли ты сам сделать трубку, такую, как эта, дон Хуан? -

настаивал я. - Предположим, что ты не имел бы ее. Как бы ты передал мне

трубку, если бы ты хотел это сделать?

- Если бы у меня не было трубки, то я бы не мог; да и не захотел бы

тебе ее передать. Я бы дал тебе взамен что-нибудь еще.

Казалось, что он почему-то мною недоволен. Он положил свою трубку

очень осторожно в чехол, который, должно быть, имел вкладыш из мягкого

материала, потому что трубка, которая входила в чехол, скользнула внутрь

очень мягко. Он пошел в дом убирать трубку.

- Ты не сердишься на меня, дон Хуан? - спросил я, когда он вернулся.

Он, казалось, удивился моему вопросу.

- Нет. Я никогда ни на кого не сержусь. Никто из людей не может

сделать ничего достаточного и важного для этого. На людей сердишься, когда

чувствуешь, что их поступки важны. Ничего подобного я больше не чувствую.

26 декабря 1961 года.

Специальное время для пересадки 'саженца', как дон Хуан называл

корень, не было установлено, хотя предполагалось, что это будет следующий

шаг в приручении силы растения.

Я прибыл в дом дона Хуана в субботу, 23 декабря, сразу после обеда.

Как обычно, мы некоторое время сидели в молчании. День был теплый и

облачный. Прошли уже месяцы с тех пор, как он дал мне первую порцию.

- Время вернуть траву земле, - сказал он внезапно. - но сначала я

собираюсь устроить защиту для тебя. Ты будешь держать ее и охранять ее, и

никто, кроме тебя одного, не должен ее видеть. Поскольку я собираюсь

устанавливать ее, то я тоже увижу ее. Это нехорошо, потому что, как я уже

говорил тебе, я не поклонник 'травы дьявола', мы с тобой не одно и то же.

Но моя память долго не проживет, я слишком стар. Ты должен охранять ее от

глаза других, на то время, пока длится их память об увиденном, сила защиты

подпорчена. - Он пошел в свою комнату и вытащил три узла из-под старой

соломенной циновки. Он вернулся на веранду и уселся.

После долгого молчания он открыл один узел. Это было женское растение

дурмана, которое он нашел вместе со мной. Все листья, цветы и семенные

коробочки, которые он сложил ранее, были сухими. Он взял длинный кусок

корня в форме игрек и вновь завязал узел.

Корень высох и сморщился, и складки коры широко отставали и

топорщились. Он положил корень к себе на колени, открыл свою кожаную сумку

и вынул нож. Он держал корень сухой передо мной.

- Эта часть для головы, - сказал он и сделал первый надрез на хвосте

игрека, который в перевернутом виде напоминал человека с расставленными

ногами.

- Это для сердца, - сказал он и надрезал вблизи соединения игрека.

Затем он обрезал концы корня, оставил примерно по 7-8 см на каждом

отростке. Затем медленно и терпеливо он вырезал фигурку человека.

Корень был сухой и волокнистый. Для того, чтобы вырезать из него, дон

Хуан сделал два надреза, он разворошил и уложил волокна на глубину

надрезов. Тем не менее, когда он перешел к деталям, то он придал форму и

кистям рук. Окончательным продуктом была вытянутая фигура человека со

сложенными на груди руками и кистями рук, сплетенными в замок.

Дон Хуан поднялся и прошел в голубой агаве, которая росла перед домом

рядом с верандой. Он взял твердый шип одного из центральных мясистых

листьев, нагнул его и повернул 3-4 раза. Круговое движение почти отделило

шип от листа. Он повис. Дон Хуан взял между зубами и выдернул. Шип вышел

из мякоти листа, таща за собой хвост белых нитевидных волокон, сросшихся с

деревянным шипом, длиной около 60 см. Все еще держа шип между зубами, дон

Хуан скрутил волокна вместе между ладонями и сделал шнур, который он

обернул вокруг ног фигурки, чтобы свести их вместе. Он обматывал нижнюю

часть фигурки, пока шнур весь не кончился. Затем очень ловко он приделал

шип, как копье, к передней части