Александръ Фаминцынъ

Древне - Арiйскiе и древне - Семитскiе элементы въ

пророки и учители Израиля: 'въ тотъ день отниметъ Господь красивыя цпочки на ногахъ, и звздочки, и луночки... и привски волшебныя', восклицаетъ прор. Исаiя. 'Горе сшивающимъ чародйные мшочки подъ мышки', восклицаетъ прор. Iезекiль. Такiя привски (талисманы) весьма распространены были въ древности у халдеевъ и ассирiянъ. Он были разныхъ родовъ: то представляли кусочки матерiй, заключавшiе въ себ тексты заклинательныхъ формулъ и прившивавшiеся къ предметамъ домашней утвари или къ платью, то приготовлялись изъ другихъ матерiаловъ и носились на ше, какъ предохранительное средство противъ демоновъ, болзней, бдствiй. Въ музеяхъ древностей встрчаются многочисленныя ассирiйско-вави-

18

лoнcкiя каменныя привски на которыхъ вырзаны изображенiя боговъ и генiевъ а равно и заклинательныя формулы, въ которыхъ рчь идетъ объ изгнанiи злыхъ демоновъ, чумы и т. п. и призываются благiя божества и добрые демоны на пользу и благо человку. Славились въ древности и такъ называемыя 'эфeccкiя письмена' т.-е. заклинательныя слова или формулы, которыя въ вид привсокъ носились жителями Эфеса, съ цлью предохраненiя себя отъ дурныхъ влiянiй; он же, по народному врованiю, способны были изгонять демоновъ изъ людей. Подобныя же привски извстны были и въ Милет. Заключавшiяся въ нихъ 'милетскiя письмена' представляли смсь словъ греческихъ и фригiйcкихъ.

Особенное значенiе придается у всхъ славянъ красной нити, красной шерсти или ленточк: въ Болгарiи, около Татаръ - Базарджика, къ числу обрядовъ, совершаемыхъ беременными женщинами 8 января (въ такъ называемый 'Бабинъ день'), принадлежитъ принятiе отъ бабки нити красной шерсти, которая, вмст съ другими предметами, должна способствовать скорйшему разршенiю отъ бремени. У мазуровъ красная ленточка, надтая на шею новорожденнаго младенца, служитъ къ огражденiю его отъ вреднаго влiянiя чужого глаза. У чеховъ также красная повязка оберегаетъ ребенка отъ заколдованiя или порчи. Въ Россiи девять нитокъ красной шерсти, навязанныя на шею ребенка, предохраняютъ его отъ скарлатины; отъ лихорадки носятъ на рукахъ и на ногахъ повязки изъ красной шерсти или тесьмы; если 'разовьется', т.-е. заболитъ связка ручной кисти, то ее обвязываютъ красною пряжею. Суеврiя эти опять гнздятся въ древнйшихъ преданiяхъ. Законъ Моvсея, столь энергически порицавшiй всякiя чародянiя, волхвованiя и волшебство сосднихъ съ евреями народовъ, очевидно, вслдствiе слишкомъ глубоко вкоренившейся въ сознанiе народа древней традицiи о чудодйственныхъ свойствахъ красной нити, не только не гнушается употребленiя ея въ дло, какъ магическаго средства противъ нечистоты или оскверненiя (родственнаго болзни, дурному глазу и пр, такъ какъ исцленiе отъ недуга, глаза и пр. есть очищенiе), но даже предписываетъ прибгать, между прочимъ, къ этому средству при очищенiи дома: 'и возьметъ кедровое дерево, и иссопъ, и червленую нить, и живую птицу, и омочитъ ихъ въ крови птицы заколотой и въ живой вод, и покропитъ домъ семь разъ. И очистить домъ кровiю птицы и

19

живою водою, и живою птицею, и кедровымъ деревомъ, и иссопомъ, и червленою нитью'. Евреи, можетъ быть, заимствовали врованiе въ чудесную силу красной нити изъ Египта. Египетскiе жрецы-книжники, по свидтельству Дiодора, носили на голов перо коршуна и пурпуровую нить. У римлянъ жена юпитерова жреца, бывшая въ то же время и жрицей Юноны, обязательно, по древнему обычаю, украшала голову свою особой пирамидальной прической, черезъ которую пропускалась шерстяная лента пурпуроваго цвта. Гриммъ указалъ на датскiя народныя псни, въ которыхъ герои, для 'закрпленiя себя', т.-е. для огражденiя своего шлема и своей жизни, перевязываютъ шлемъ красной шелковинкой.

4. КРОВ, МЯСО и КОЖА ЖЕРТВЕННАГО ЖИВОТНАГО.

Въ другомъ мст [ 3 ], при разсмотрнiи жертвенныхъ обрядовъ древнихъ славянъ, я указалъ на важное значенiе, которое приписывалось славянами-язычниками жертвенной крови. Болгары и нын еще, когда колютъ барановъ въ Юрьевъ день, собираютъ истекающую изъ жертвеннаго животнаго кровь въ чашу и употребляютъ ее, какъ целительное средство. Жрецы балтiйскихъ славянъ пили жертвенную кровь, которая пробуждала въ нихъ даръ прорицанiя. На вкушенiе у русскихъ жертвенной крови намекаетъ митрополитъ Илларiонъ; кровью убитой на Рождество свиньи до сихъ поръ въ нкоторыхъ мстахъ Россiи брызгаютъ въ огонь, и ей приписывается способность изгонять нечистую силу изъ хлва. Такое же благотворное дйствiе приписывается и нын еще крови птуха, закалываемаго латышами въ Усиньевъ день, изливаемой на овесъ или