Александръ Фаминцынъ

Древне - Арiйскiе и древне - Семитскiе элементы въ

къ музык'. Трубы у евреевъ употреблялись какъ при богослуженiи, такъ и для созыванiя народа и подачи ему сигналовъ. Трубили въ трубы священники: 'и въ день веселiя вашего и въ праздники ваши и въ новомсячiя ваши трубите трубами при всесожженiяхъ вашихъ и при мирныхъ жертвахъ', предписывалъ Господь евреямъ. Перенесенiе ковчега Господня изъ дома Аведдарова въ городъ Давидовъ происходило съ восклицанiями и трубными звуками. - Упомянутые выше рога туровъ въ Штетинскомъ храм имли, вроятно, подобное же религiозно-обрядное значенiе; о нихъ говорится именно, что они были приспособлены къ музык хотя прямого указанiя на то, что игра на нихъ входила въ составъ богослуженiя, мы не имемъ. Зато относительно ближайшихъ сосдей балтiйскихъ славянъ-народовъ литовскаго племени - существуетъ достоврное свидтельство объ обрядномъ употребленiи ими духовыхъ музыкальныхъ орудiй въ дни народнаго веселiя, въ праздники, а именно во время отправленiя ими главнйшихъ

37

годовыхъ религiозныхъ торжествъ: весенняго -въ честь бога Пергрубiя, и осенняго-во славу бога Земенника; въ обоихъ случаяхъ, по словамъ Стрыйковскаго, (XVIв ), 'пли псни и играли на длинныхъ трубахъ'.

г. Пурпуровыя завсы и одежды.

Къ числу наиболе характеристическихъ предметовъ, свойственныхъ храмамъ балтiйскихъ славянъ, принадлежатъ игравшiя въ нихъ важную роль пурпуровыя ткани.-Извстно, что въ особенности въ западно-азiатскихъ государствахъ были въ большомъ употребленiи и высоко цнились пурпуровыя ткани. Приготовленiемъ пурпуровой краски и пурпуровыхъ тканей славились финикiяне, а изъ нихъ въ особенности тиряне. Восточные цари, а вслдъ за ними и прочiя знатныя особы, а равно и жрецы, облекались въ пурпуровыя одянiя, какъ признакъ высокаго происхожденiя. По повелнiю Валтасара, 'облекли Данiила въ багряницу... и провозгласили его третъимъ властелиномъ въ царств'. Артаксерксъ, желая оказать особенную почесть Мардохею, приказалъ облечь его въ царскую одежду, возложить на него висонную и пурпуровую мантiю. Iонафанъ (сынъ Iуды Маккавея), въ знакъ особенной почести, одтъ былъ царемъ Александромъ (сыномъ Антiоха Эпифана) въ порфиру. Вавилонскiе, ассирiйскiе и по ихъ примру, персидскiе и др. цари массами складывали въ своихъ дворцахъ пурпуровыя ткани. По свидтельству Плутарха, Александръ нашелъ въ Суз запасъ пурпуровыхъ тканей, цною въ 5000 талантовъ. Iуда Маккавей, побдившiй Горгiя, нашелъ въ стан его 'много золота и серебра, гiацинтовыхъ и багряныхъ одеждъ и великое богатство'. Древнiе клинописныя надписи упоминаютъ объ украшенiи идоловъ въ халдейско-ассирiйскихъ культахъ золотыми и серебряными одянiями, сверхъ которыхъ надвались одежды изъ тканей. Прор. Iеремiя подтверждаетъ это извcтie, говоря объ одеждахъ изъ пурпура и червленицы, украшавшихъ вавилонскихъ истукановъ. Во храм Сирiйской боигни въ Гiepaполис избиравшiйся ежегодно верховный жрецъ, по свидтельству Лукiана, одинъ только облекался въ пурпуровую мантiю. Тертуллiанъ упоминаетъ о красныхъ одянiяхъ жрецовъ Ваала въ Карфаген. Во дворцахъ и въ шатрахъ знатныхъ особъ, а равно и

38

во храмахъ восточныхъ народовъ, пурпуровыя ткани служили коврами и завсами. Въ шатр Олоферна натянута была завса, украшенная пурпуромъ, золотомъ и драгоцнными камнями. Завса изъ голубой, пурпуровой и червленой шерсти закрывала въ скинiи 'ковчегъ откровенiя'. Во храм Соломоновомъ ковчегъ помщался за завсою, сдланною 'изъ яхонтовой, пурпуровой и багряной ткани'. Пурпуровыя ткани извстны были уже въ древнемъ Египт и оттуда, вроятно, распространились въ переднюю Азiю. Священныя животныя въ египетскихъ храмахъ, по свидтельству Климента Александрiйскаго, покоились на великолпно украшенныхъ, покрытыхъ пурпуровыми тканями ложахъ; изображенiе позолоченной коровы, внутри которой египетскiй царь Микеринъ схоронилъ тло умершей любимой дочери своей, покрывалось, по словамъ Геродота, пурпуровой мантiей. Изображенiе Озириса, по свидтельству Плутарха, было облечено въ огненно-цвтную, очевидно, пурпуровую мантiю.

Весьма сходныя явленiя повторяются и у балтiйскихъ славянъ. Внутренняя ограда Арконскаго храма, по словамъ Саксона Грамматика, 'состояла изъ четырехъ крпкихъ колоннъ, которыя, не соединяясь твердою стною, увшаны были коврами'; кром того, весь храмъ Святовита увшанъ быль пурпуровою тканью, ' прекрасной, но уже истлвшей'. По словамъ того же автора, какъ самый храмъ Руiевита, находившiйся въ Корениц, на остров Руян, такъ и стоявшее въ передней части его капище (святилище), не имя стнъ, завшаны были пурпуровою тканью. За этой