Александръ Фаминцынъ

Древне - Арiйскiе и древне - Семитскiе элементы въ

или изображается собранiе святыхъ кругомъ пылающихъ костровъ: 'коло тыхъ огневъ усе святые', наконецъ, говорится о пляск кругомъ костра:

'Тамъ же горитъ терновый огникъ,

Колъ огня ходитъ широкiй танецъ'.

Въ Великой Руси, напр., въ Саратовской губ., сожигаютъ наканун Новаго года на улиц, огромный ометъ соломы, называемый 'Костромой'; въ Курской губ. наканун Рождества и Крещенiя жгутъ навозъ на двор. И въ великорусскихъ святочныхъ псняхъ сохранилось воспоминанiе о возжиганiи рождественскихъ костровъ, напр., по словамъ такой псни, въ лсахъ дремучихъ 'огни горятъ великие'; другая колядка, записанная въ Саратовской губ., начинается словами: 'за ркой огонь горитъ'. Въ западной Европ преимущественно сохранился обычай сожигать на Рождество, какъ у южныхъ славянъ, бревно, носящее въ разныхъ мстахъ разныя названiя, напр., во Францiи - souche de noel, calendeau и т. п., въ Германiи-Weihnachstblock, въ Англiи- Ynle-clog, въ Швецiи- Iula-brasa; въ сверной Италiи данный обычай называется: 'arder il ceppо' (жечь бревно). Словомъ, почти повсемстно въ Европ, въ обря-

10

дахъ или, по крайней мр, въ псняхъ уцлли остатки общаго всмъ населяющимъ ее народамъ, а слдовательно, несомннно весьма древняго обычая-возжигать огни въ праздники высшаго и низшаго солнцестоянiя, и небезошибочно будетъ искать корня ихъ въ представленiяхъ и обычаяхъ народовъ древнйшей цивилизацiи.

По представленiю древнихъ арiевъ, огонь (Агни) низошелъ на землю съ неба въ вид молнiи. И земному, и небесному огню воздавались божескiя почести. Въ ведiйскихъ гимнахъ огонь именуется повелителемъ вселенной, мудрымъ царемъ, также отцомъ, братомъ, сыномъ, другомъ человка. Постоянно проявляется здсь благодтельное по отношенiю къ человку дйствiе огня, какъ возносителя жертвоприношенiй къ богамъ, какъ разителя и губителя враговъ, какъ собирателя семьи у домашняго очага. Святость и чистота огня требовали особенно почтительнаго къ нему отношенiя, съ другой стороны, огню приписывалась очистительная сила: отсюда обрядъ сожиганiя мертвыхъ у древнихъ индусовъ, поcредствомъ котораго умершiе очищались при переход въ загробную жизнь.

Такую же очистительную, возрождающую къ новой жизни силу приписывали огню и семиты; но, кром того, они въ небесномъ огн, находившемся, по ихъ представленiю, въ высшей небесной сфер, видели источникъ солнечнаго блеска, источникъ горзнаго, губительнаго, всепожирающаго лтняго зноя и сопряженных съ нимъ засухи, заразы и т. п., и придавали, слдовательно, огню не столько благодтельное, сколько страшное, гнвное, яростное, всеподающее и истребляющее значенiе. Въ книгахъ ветхаго завта неоднократно находитъ себ выраженiе такое представленiе огненной стихии, неоднократно рисуется ослпительная картина области небеснаго огня, гд въ грозной слав и величiи царитъ Владыка вселенной, карающiй и сокрушающiй пламенемъ, ниспосылаемымъ имъ съ неба. Пророкъ Данiилъ въ виднiи своемъ видлъ 'Ветхаго днями', возсдающимъ на престол, который былъ 'какъ пламя огня'. 'Отверзлись небеса' пишетъ прор. Iезекiль, 'и я видлъ виднiя Божiя... великое облако и клубящiйся огонь и сiянiе вокругъ него, а изъ средины его какъ бы свтъ пламени изъ средины огня, и изъ средины его видно было подобiе четырехъ животныхъ... и видъ этихъ животныхъ былъ, какъ видъ горящихъ углей, какъ видъ лампадъ; огонь ходилъ между живот-

11 ными, и сiянiе отъ огня и молнiя исходили отъ огня'. Самъ Iегова является какъ бы олицетворенiемъ небеснаго огня: 'Господь Богъ твой есть огонь поядающiй'; 'познайте могущество мое', говоритъ Господь .. 'кто изъ васъ можетъ жить при огн пожирающемъ, кто изъ васъ можетъ жить при вчномъ пламени?' Давидъ такъ изображаетъ картину гнва Господня: 'поднялся дымъ отъ гнва Его и изъ устъ Его огонь поядающiй'. Объ огн, исходящемъ отъ Господа, приносящемъ смерть и разрушенiе, часто упоминается въ книгахъ ветхаго завта; Iегова-по-истин огненный Богъ, являющiйся въ разныхъ видовыхъ формахъ у разныхъ семитскихъ народовъ. Ассирiйскiй богъ огня Адаръ (величаемый иногда и эпитетомъ Маликъ-Молохъ) такъ характеризуется на древнихъ надписяхъ: 'богъ, освщающiй народы и солнце', 'свтъ боговъ', 'страшный владыка храбрыхъ, царь силы, разоритель враговъ, покоритель непослушныхъ, истребитель мятежниковъ, царь желза', словомъ, какъ представитель войны, символомъ которой въ древности неоднократно служилъ огонь. У народовъ Ханаанскихъ, въ Сирiи и Финикiи, грозный представитель огня носилъ названiе Молохъ (Малахъ, Молехъ). Культъ его характеризовался приношенiемъ ему въ