Александръ Фаминцынъ

Древне - Арiйскiе и древне - Семитскiе элементы въ

сокровищамъ, наконецъ, по украшавшимъ ихъ пурпуровымъ завсамъ и складамъ пурпуровыхъ одеждъ, представляютъ поразительнее сходство съ храмами

45

(и дворцами) народовъ передней и Малой Азiи. Идолы балтiйскихъ славянъ, независимо отъ ширко развитаго въ нихъ древнеарiйскаго принципа многоглавiя, представляютъ не мене удивительное сходство съ идолами тхъ же азiатскихъ народовъ. То-же замчено было и относительно важнаго значенiя верховнаго жреца.

Остановлюсь еще на нкоторыхъ, не мене интересныхъ параллеляхъ. При разсмотрнiи значенiя Святовита Арконскаго (Бож. др. слав. I, 126 и cл.) я провелъ параллель между этимь богомъ и грекоримскимъ Геракломъ -Геркулесомъ. По той роли, которую онъ играль въ прибалтiйской области, Святовитъ Арконскiй сближается и съ финикiйскимъ Геракломъ-Мелкартомъ, знаменитыя святилища котораго находились въ Тир, Гадир (Кадикс) и др. мстахъ. Какъ святилище Мелкарта въ Гадир пользовалось въ своемъ район громкою извстностью, служило цлью паломничества изъ далекихъ мстъ, предметомъ почитанiя и другихъ народовъ, такъ и Арконскiй храмъ на остров Руян служилъ не только главнымъ религiознымъ центромъ для всего прибалтiйскаго славянства, но пользовался вмст съ тмъ высокимъ уваженiемъ и среди другихъ народовъ: кумиру Святовита Арконскаго, по словамъ Саксона Грамматика давали дань не только вся славянская земля (разумется, прибалтiйская), но даже сосднiе государи посылали ему подарки, 'предпочитая чужую вру своей'.

Видукиндъ видль въ одномъ изъ городовь Вагрiи мдный истуканъ Сатурна (Крона). - По свидтельству Дiодора, въ Карфаген стоялъ мдный идолъ Крона (Ваала). Между прочими божествами балтiйскихъ славянъ игралъ одну изъ главнйшихъ ролей Радегастъ, имвшiй святилища въ Ретр, земл Редарей, а также и въ земл Бодричей. По преданiямь, сообщеннымъ Бангертомъ и другими авторами, идолъ Радегаста бодричей въ лвой рук держалъ скиру о двухъ лезвiяхъ, т.-е. нчто врод алебарды. Имя Радегастъ, сближаемое сь рат (серб.), рать (русск.), значитъ 'ратный гость', 'ратный богъ.'-У Карiйцевъ (собственно Карiей называлась береговая область въ югозападномъ углу Малой Азiи) находимъ бога, по свидтельству Геродота, спецiально этому народу свойственнаго, извстнаго у греческихъ писателей подъ именемь Завеса ратнаго (Zeus stratios); онъ назывался также алебарднымъ, вслдствiе того, что истуканъ его дер-жалъ въ рук скиру о двухь лезвiяхъ или алебарду (оть лидiй

46

скаго слова Labrys). Оба ратные, алебардные бога, на берегахъ одинъ-Эгейскаго, другой - Балтiйскаго морей, представляютъ совпаденiе довольно интересное.

У ближайшихъ западныхъ сосдей балтiйскихъ славянъ, германцевъ, пользовались особеннымъ почетомъ мечевые боги, боги меченосцы (Zio или Туг, Saxnot, Heru и др.). Мечъ, какъ и другiя острыя оружiя (копье, стрла и др.), въ первоначальномъ мифологическомъ значенiи своемъ служилъ символомъ свтового луча, свта. Вооруженный мечомъ, копьемъ и пр. свтовой богъ, какъ побдитель тьмы, получалъ воинственный характеръ. Мечевые боги германцевъ, воинственные по своему xapaктepy, отождествлялись писателями съ Марсомъ или Аресомъ, богами войны. Германскiй Heru тсно сближается съ балтiйско-славянскимъ Геровитомъ (Herovitus) или Яровитомъ, почитавшимся въ Гавельберг и Волегаст. Подобно германскимъ мечевымъ богамъ, и Яровитъ считался богомъ войны; по словамъ Герборда, Яровитъ 'по латыни называется Марсомъ.'- Опять встрчаемъ въ Kapiи, спецiально этой стран свойственнаго бога-меченосца, называвшагося греками Зевесомъ златомечнымъ (Zeus Chrysaoreus) и представляющаго интересную параллель съ мечевыми богами прибалтiйскими.

Къ числу наиболе характеристическихъ божествъ лелего-карiйскихъ (лелеги-народъ близко-родственный, если не тождественный карiйцамъ) принадлежала богиня-кормилица, богиня-мать всей живой природы, знаменитое, пользовавшееся громкою извстностью святилище которой находилось въ Эфес, нкогда принадлежавшемъ лелегамъ. Греки называли эту богиню Артемидой эфесской. Изображенiе этой богини отличалось тмъ, что вся грудь ея была покрыта многочисленными сосками, служившими символомъ питательной, плодоносной ея природы. Культъ Артемиды эфесской, высоко почитавшейся и греками, распространился по всей Фригiи и Карiи, также во многихъ мстахъ Грецiи, отсюда перешелъ въ Массилiю, а отсюда массилiйскими колонистами перенесенъ въ разныя мста Ибepiи. Въ Рим сходный съ многососковымъ образомъ Артемиды эфесской видъ имла Дiана авентинская.-Среди вендовъ (остатки прибалтiйскаго славянства) сохранилось преданiе о подобной