Александръ Фаминцынъ

Древне - Арiйскiе и древне - Семитскiе элементы въ

Содержанiе. Обрядные огни. - Живая вода. - Наузы. Красная нить. - Кровь, мясо и кoжа жертвеннаго животнаго. - Поминальныя обряды. - Переряживанiя. - Первый снопъ. - Послднiе плоды. - Низверженiе жертвы съ высоты. - Коровiй навозъ, какъ очистительное средство. - Черты культа балтiйскихъ славянъ - язычниковъ: храмы (общiй планъ, украшенiя, храмовыя богатства, храмовая утварь, пурпуровыя завсы и одежды); идолы; верховный жрецъ; загадочныя параллели.

Мiросозерцанiе народовъ cлавянcкаго племени до настоящаго времени во многихъ отношенiяхъ сохранило языческiй характеръ. Христiанство заглушило въ народ немало языческихъ представленiй, замнило языческiя имена древнихъ боговъ именами христiанскаго Бога и святыхъ; но, не взирая на тысячелетнее свое господство, оно не въ силахъ было сломить глубоко коренящiяся въ народ языческiя преданiя и врованiя, вытснить древнiе языческiе обряды и обычаи, продолжающiе и нын житъ въ народ, связываясь съ праздниками и обрядами христiанской церкви. Главнйшiе христiанскiе праздники, по большей части, лишь замстили собою праздники языческiе: древнiя названiя ихъ замнились новыми, но характеръ ихъ въ народномъ обиход почти не измнился; мало того, многiе праздники сохранили въ народ и языческiя названiя, продолжающiя существовать рядомъ съ новыми, христiанскими, и даже имющiя въ народ преобладающее значенiе. Такъ, напр., зимнiй праздникъ Рождества Христова носитъ на язык разныхъ славянскихъ народовъ названiя: 'Божичъ', 'Божикъ', 'Коляда'; канунъ Рождества наиболе извстенъ подъ именами: 'Баднiй день', 'Баднiй вечеръ', 'Щедрый (или Богатый) вечеръ', 'Корочунъ'. Другой главншiй народный праздникъ, лтнiй, день св. Iоанна Крестителя, носитъ названiе 'Купало',

2

мстами 'Ярило', Великiй весеннiй праздникъ Воскресенiя Господня во многихъ мстахъ называется на народномъ язык 'Великимъ днемъ'; вторникъ на Святой Недл именуется 'Купальницей', понедльникъ Фоминой недли-'Радуницей', Юрьевъ день, а мстами Фоминъ понедльникъ-'Красной горкой', канунъ Юрьева дня-'Ляльникомъ', недля Св. Отецъ известна подъ названiем 'Русальной', 'Клечальной', 'Зеленой недли'-четвергъ на этой недл-называется 'Русалкинымъ великимъ днемъ', праздникъ Пятидесятницы-'Русалья', 'Rusadlj', 'Turice' и т. п. Кром того, народъ въ разныхъ мстахъ иметъ своихъ особенно излюбленныхъ святыхъ, замстившихъ прежнихъ любимыхъ боговъ, и особенно почитаетъ ихъ память, вовсе не сообразуясь съ оффицiально установленными, такъ называемыми табельными, праздниками. Къ наиболе популярнымъ и почитаемымъ святымъ православныхъ славянъ принадлежатъ: свв. Георгiй, Николай Чудотворецъ, Iоаннъ Креститель (или ап. Петръ) и прор. Илья; особеннымъ уваженiемъ пользуются также почитаемые парами святые: Борисъ и Глбъ, Флоръ и Лавръ, Козьма и Дамьянъ. Сюда же принадлежитъ и св. Пятница (Параскева), въ честь которой 12 разъ въ году празднуется такъ называемыя 'временныя' или 'именныя пятницы', предшествующiя разнымъ большимъ годовымъ праздникамъ или слдующiя за ними, кром того, 9 'торговыхъ пятницъ' въ теченiе 9 недль, начиная съ Пасхи; наконецъ, уваженiе къ св. Пятниц распространено такъ сильно, что даже вс 52 пятницы въ году считаются во многихъ мстахъ праздниками почти столь же важными, какъ воскресенье, и въ эти дни считается грхомъ работать, въ особенности прясть и пахать землю: 'пятница не работница', говорятъ великоруссы. По древнему языческому обычаю, субботы считаются по преимуществу днями поминовенiя, посвящаются воспоминанiю объ усопшихъ родичахъ и чествованiю ихъ: по народному опредленiю, 'въ пятницу добрые люди не пряли, въ субботу родителей поминали'. Православная церковь, очевидно, сообразуясь съ древними народными преданiями, опредлила поминать усопшихъ, между прочимъ, въ субботы передъ праздниками Рождества Христова, Сошествiя Св. Духа, Успенiя Пресв. Богородицы; народъ же преимущественно справляетъ поминки, кром кануна масленицы и дня Радуницы, въ субботы Троицкую, Покровскую и Дмитровскую.

3 Независимо отъ всего вышесказаннаго, нельзя не обратить вниманiя на то, что народъ почитаетъ святыхъ христианской церкви предпочтительно въ качеств представителей того или другого явленiя, дйствiя, занятiя въ области преимущественно земледльческой жизни; оттого онъ придаетъ имъ эпитеты, соотвтствующiе времени года, занятiямъ, обычаямъ и обрядамъ, связаннымъ съ даннымъ временемъ, нисколько не заботясь о согласованiи этихъ эпитетовъ съ оcновнымъ характеромъ тхъ святыхъ и житiемъ ихъ, которое, конечно, въ большинств случаевъ остается ему