Александръ Фаминцынъ

Древне - Арiйскiе и древне - Семитскiе элементы въ

здоровье мстнаго населенiя, отвращать отъ него заразы и другiя невзгоды.

Въ Гiераполис обреченныхъ на жертвоприношенiе животныхь бросали съ высоты, при чемъ они убивались до смерти. Нкоторые, по свидтельству Лукiана, такимъ же способомъ приносили въ жертву дтей своихъ, заключивъ ихъ, однако, предварительно въ мшокъ. Низвергая ихъ въ пропасть, произносили заклятiе, что это не дти, а телята. Геродотъ упоминаетъ о сходномъ обыча у таврическихъ скифовъ: они приносили своей богин въ жертву чужеземцевъ, потерпвшихъ кораблекрушенiе и попадавшихся имъ въ руки; головы жертвъ они отрубали, тла же низвергали съ высоты скалы, гд стояло святилище богини.

9. КОРОВIЙ НАВОЗЪ, КАКЪ ОЧИСТИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО.

Не мене характеристиченъ и слдующiй чешскiй обычай: на-канун Рождества, съ котораго въ старину начинался въ Чехiи новый годъ, до сихъ поръ въ нкоторыхъ мстахъ обкуриваютъ коровьимъ навозомъ и опрыскиваютъ коровьей мочей скотный дворъ, съ цлью изгнанiя этимъ способомъ нечистой силы изъ двора, т. е. очищенiя двора.-Въ Авест очищенiе отъ одного изъ самыхъ сильныхъ оскверненiй, а именно отъ прикосновенiя къ мертвому тлу, производится посредствомъ коровьей мочи: 'Отвчалъ Агура-Мазда... Если мертвое тло уже обглодано хищнымъ псомъ или птицей, то пусть (осквернившiйся прикосновенiемъ къ нему) омоетъ свое тло коровьей мочей, тридцать разъ пусть онъ омоется, тридцать разъ пусть потретъ руки, пусть омоетъ въ то-же время и голову. Если же мертвое тло еще не обглодано хищнымъ псомъ или птицею, то пусть онъ моется пятьдесятъ разъ и пятьдесять разъ пусть потретъ себ руки'. Такой обычай находится въ тснйшей связи съ врованiемъ древнихъ арiевъ въ святость быка и коровы. Древнie индусы, для очищенiя почвы, оставляли на очищаемомъ мст на ночь коровъ, полъ въ домахъ очищался у нихъ коровьимъ навозомъ, ткани и платья- коровьей мочей. И нын еще въ Индiи, при отправленiи торжества, соотвтствующаго нашему весеннему празд

31

нику (или празднику новаго года), именно въ новолунье сентября, т. е. посл окончанiя дождливой поры, дома украшаются цвтами и обмазываются коровъимъ навозомъ. Савпаденiе чешскаго обычая съ индiйскимъ, коренящимся въ древнйшихъ преданiяхъ арiйскихъ, доказываетъ несомннную глубокую его древность. Вроятно, изъ того же источника исходитъ обычай курскихъ поселянъ наканун Рождества и Богоявленiя сожигать навозъ среди двора, хотя, по ныншнему народному толкованiю, этотъ обрядный святочный огонь служитъ къ тому, чтобы родители на томъ свт согрлись.

10. ЧЕРТЫ КУЛЬТА БАЛТIЙСКИХЪ СЛАВЯНЪ - ЯЗЫЧНИКОВЪ.

Группа славянскихъ народовъ, въ старину заселявшихъ балтiйское побережье (ныншнюю сверную Германiю), извстныхъ подъ общимъ именемъ балтiйскихъ славянъ, во многихъ отношенiяхъ представляетъ особенности, рзко отличающiя ее отъ прочихъ славянскихъ народовъ. Въ то время, какъ славяне вообще отличаются нравомъ миролюбивымъ и кроткимъ, балтiйскiе славяне, по словамъ современныхъ имъ средневковыхъ писателей, были воинственны и храбры, свирпы и кровожадны, опытны въ войн на мор и на суш, привыкли жить грабежомъ и добычею, - въ особенности отличались этими качествами Лютичи (Велеты), которымъ, впрочемъ, мало уступали Руяне (жители острова Руяны), Бодричи, Вагры, Поморяне. Въ то время, какъ большинство славянъ почитали боговъ своихъ безъ идоловъ и храмовъ даже безъ жрецовъ, мсто которыхъ обыкновенно заступалъ старшiй въ род, у балтiйскихъ славянъ встрчаются повсемстно многочисленные истуканы боговъ совершенно своеобразной формы, храмы, отличающiеся своеобразной архитектурой и украшенiями, жрецы, отправляющiе опредленные богослужебные обряды. Все это свидтельствуетъ о какихъ-то особенныхъ обстоятельствахъ,

32

О томъ, кто и какимъ образомъ могъ влiять въ данномъ смысл на своеобразное развитiе нрава, и культовъ упомянутыхь народовъ, исторiя умалчиваетъ; но при боле внимательномъ изученiи именно предметовъ религiознаго культа ихъ, обнаруживаются какiя-то загадочныя параллели съ соотвтствующими предметами культа народовъ семитскихъ, а равно и нкоторыхъ народовъ малоазiатскихъ, также испытавшихъ на себ семитскiя влiянiя. Воздерживаясь пока отъ высказыванiя какихъ либо догадокъ о томъ, какимъ путемъ могли проникнуть въ данную отдаленную мстность упомянутыя влiянiя, ограничусь сперва лишь указанiемъ на факты

А. Храмы.

а. Общiй планъ.

Храмы балтiйскихъ славянъ обыкновенно стояли внутри окруженнаго деревянной оградой мста, т. е. двора или города (огороженнаго пространства), служившаго мстомь народныхъ собранiй: