Александръ Фаминцынъ

Древне - Арiйскiе и древне - Семитскiе элементы въ

огнемъ перехожу къ не мене распространенному въ древнихъ религiяхъ oбряду омовенiя, купанiя, погруженiя въ воду или оживленiя водой. Въ другомъ мст [ 1 ] я обратилъ вниманiе на то, что солнце и двойникъ его огонь представляютъ по преимуществу предметъ культа мужского, а вода - женскаго населенiя: мужчины въ обрядных дйствiяхъ боле группируются около огня, женщины - около воды. Къ славянскимъ обрядамъ, въ которыхъ главную роль играютъ женщины, принадлежатъ между прочимъ совершаемые раннею весною проводы смерти и встрча весны (лта). Отдльные моменты этого торжества, до сихъ поръ отправляемаго въ нкоторыхъ мстахъ Че-

--------------------------------------------------------------------------------

[ 1 ] 'Божества древнихъ славянъ'. I. 300, 301.

16

хiи, Моравiи, Польши [ 2 ], заключаются: 1) въ шествiи съ чучеломъ, изображающимъ смерть (смертоносную богиню), изъ селенiя къ вод; 2) въ срыванiи съ него облекающей его одежды (если чучело не одто, то его самого разрываютъ на части); 3) въ погруженiи чучела въ воду (потопленiи, иногда замщаемомъ сожиганiемъ, см. выше), посл чего 4) срубаютъ деревцо, изображающее воскресшее лто, одваютъ его въ платье, въ которое передъ тмъ одто было чучело (=метаморфозъ 'Смерти' въ 'Лто'), украшаютъ пестрыми лентами и блестками и съ пснями и ликованiемъ вносятъ въ селенiе. Главный актъ обряда состоитъ въ погруженiи (вверженiи) изображенiя Смерти въ воду, вслдствiе чего Смерть превращается въ 'Лто' т.-е. въ богиню весны (лта), символомъ которой служитъ разукрашенное деревцо. Погруженiе изображенiя божества въ воду, омовенiе его или обновленiе силъ его водою, составляло и главнйшую часть обрядныхъ дйствiй, ежегодно совершавшихся въ честь матери-земли Herthus въ древней Германiи, Великой матери Идейской въ Рим, богини Сирiйской въ Гiерополис и др. Драгоцнный древне-ассирiйскiй клинописный памятникъ повствуетъ о нисхожденiи богини Истары (Астарты) въ подземное царство, какъ бы смерть ея, и затмъ оживленiе или воскресенiе ея посредствомъ излитiя на нее живой воды: богиня нисходитъ въ мрачную обитель бога Иркалла, къ дому, не имющему выхода, по пути, по которому уже нтъ возврата. Мракъ царствуетъ въ этой области, пыль покрываетъ ворота, въ которыя она стучится. Стражъ отпираетъ ворота и, когда она проходитъ черезъ нихъ, снимаетъ съ головы ея тiapy, у вторыхъ воротъ онъ вынимаетъ изъ ушей ея серьги, у третьихъ воротъ онъ снимаетъ ожерелье съ ея шеи, у четвертыхъ-одежду съ ея груди, у пятыхъ-поясъ съ ея платья, у шестыхъ-запястья съ ея рукъ и ногъ, у седьмыхъ-одежду съ ея плечъ: 'Такъ поступаетъ Нинкигала (богиня преисподней)-говоритъ онъ-съ тми, кто приходить къ ней'. Bс члены богини Истары: глаза, руки, ноги, сердце, голова поражаются болзнью. Но мiръ не можетъ жить безъ Истары, подательницы плодородiя. Богъ Iа посылаетъ встника къ Нинкигал съ приказанiемъ отпустить Истару. Нинкигала велитъ оросить Истару живой водой, она исцляется отъ недуговъ, воз-

--------------------------------------------------------------------------------

[ 2 ] Подробности см. въ стать 'Богиня весны и смерти'.

17

вращается къ жизни и отправляется въ обратный путь на землю; у каждыхъ изъ семи воротъ ей возвращаются снятыя съ нея одянiя и украшенiя. 'Живая, вода', какъ ,срество для очищенiя, упоминается и въ Ветхомъ завт, также въ откровенiи Iоанна. 'Живая водa' творитъ чудеса и въ русскихъ былинахъ. На народномъ язык нын 'живой водой' называется дождевая, т.-е. небесная влага.

3. НАУЗЫ. КРАСНАЯ НИТЬ.

Въ народной медицин и волшебныхъ чарахъ у всхъ славянъ играютъ значительную роль наузы, узлы, навязки-амулеты, замчаетъ Афанасьевъ и приводитъ многочисленныя старинныя свидтельства христiанскихъ писателей славянскихъ, порицавшихъ ношенiе и навязыванiе 'Бсовскихъ' узловъ и наузъ. Наузы состояли изъ различныхъ привязокъ, надваемыхъ на шею. Большею частью это были травы, коренья и иныя снадобья, которымъ суеврiе приписывало цлебную силу. Въ христiанскую эпоху употребленiе въ наузахъ ладона (который получилъ особенно важное значенiе, потому что возжигается въ храмахъ) до того усилилось, что вс привязки стали называться ладонками, даже и тогда, когда въ нихъ не было ладону. Ладонки до сихъ поръ играютъ важную роль въ простонародь: отправляясь въ дальнюю дорогу, путники надваютъ ихъ на шею, въ предохраненiе отъ бдъ и порчи. Волшебныя привски, чародйные мшочки издревле извстны были въ числ cyeвpiй, заимствованныхъ евреями отъ филистимлянъ и противъ которыхъ возстаютъ