Александръ Фаминцынъ

Древне - Арiйскiе и древне - Семитскiе элементы въ

сильныхъ, болe цивилизованныхъ соседей. Всмъ поименованнымъ влiянiямъ неоднократно подвергались и народы славянскаго племени. Чмъ разнообразне и сильне были эти влiянiя, тмъ большiя видоизмненiя должно было съ теченiемъ вковъ претерпть и основное, древнее религiозное мiровоззрнiе славянскихъ народовъ. Въ настоящее время отъ прежней религiи сохранилось въ народ только нсколько малопонятныхъ ему именъ божествъ, которыя продолжаютъ удерживаться въ его памяти лишь въ силу того, что они входятъ въ составъ обрядныхъ псенъ, обрядныхъ изреченiй и пр. Послднiя же, въ свою очередь, неразрывно связаны съ народными обычаями и обрядами, которые, хотя и являются обыкновенно утратившими въ народномъ сознанiи свое первоначальное значенiе, тмъ не мене обладаютъ чрезвычайною живучестью. Обрядъ обыкновенно и долженъ служить критерiемъ при объясненiи смысла сопровождающихъ его изреченiй и псенъ. Языческихъ обрядовъ сохранилось въ народ еще очень много, и они даютъ намъ способы къ проникновенiю въ тайны древнйшихъ врованiй, давно утраченныхъ и забытыхъ, къ возведенiю скудныхъ остатковъ древнихъ религiозныхъ представленiй, о которыхъ, несомннно, свидтельствуютъ многiя народныя псни и изреченiя,

8

заговоры, поговорки и пр., къ первоначальному ихъ источнику, къ возстановленiю ихъ въ первоначальномъ ихъ вид.

Языческiя преданiя и врованiя или суеврiя славянъ, и нын еще преисполняющiя ихъ жизнь, какъ увидимъ ниже, находятся въ тсной связи съ врованiями и преданiями древнихъ народовъ и при томъ не только арiйскаго племени, на что неоднократно было уже указываемо изслдователями, но и семитскаго, на что еще мало было обращено вниманiя. Нити, связующiя данныя преданiя, врованiя и сопряженные съ ними обряды во многихъ случаяхъ могутъ быть прослжены въ глубокую даль минувшихъ вковъ и тысячелтiй, а потому возникновенiе ихъ должно быть отнесено къ этой далекой старин или даже ко временамъ еще боле древнимъ. Многiя черты языческо-религiознаго мiровоззрнiя и обрядовъ славянъ естественно и вразумительно объясняются древними памятниками восточныхъ народовъ, изъ чего, однако, не слдуетъ, чтобы вс он непременно были заимствованы изъ тхъ именно народовъ, въ сохранившихся болe или мене случайно памятникахъ которыхъ он находятъ себ разъяcненiе. Въ нкоторыхъ случаяхъ повторяющiяся въ древности и въ новйшее время черты народной жизни, обычаевъ, поврiй могутъ быть возводимы къ одному, общему, древнйшему источнику-многовковой практик первобытной жизни человчества: въ эту доисторическую эпоху должны были сложиться въ азiатской колыбели народовъ арiйской и семитской семей основные элементы такъ называемой житейской мудрости этихъ народовъ, порождавшей извстныя религiозныя представленiя и врованiя, извстные жизненные правила, обычаи и обряды, основной смыслъ которыхъ нын, при значительно измнившихся условiяхъ жизни и взглядахъ народовъ, нердко оказывается уже утраченнымъ изъ народнаго сознанiя, но онъ не утратился для человчества, такъ какъ усплъ фиксироваться въ творенiяхъ писателей минувшихъ вковъ и тысячелтiй. Въ другихъ случаяхъ возможны непосредственныя или посредственныя заимствованiя однимъ народомъ отъ другого. Къ этой послдней категорiи должны быть отнесены, напр., рзко выдающiяся черты религiознаго быта и культа балтiйскихъ славянъ-язычниковъ, обнаруживающiя сильныя, въ данныхъ случаяхъ прочимъ славянамъ несвойственныя, влiянiя семитскiя и малоазiйскiя.

9

1. ОБРЯДНЫЕ ОГНИ.

Во многихъ мстахъ Малой и Блой (отчасти и Великой) Руси существуетъ обычай на праздникъ Ивана Купала, т.-е, въ пору высшаго солнцестоянiя, зажигать на горахъ и поляхъ костры. Обычай этотъ искони распространенъ не только среди и другихъ славянскихъ народовъ, но и вообще во всей западной Европ. Независимо отъ этого, почти повсемстно въ Европ до настоящаго времени удержалось обыкновенiе встрчать праздникъ Рождества Христова, отправляемый на противуположномъ полюс годового круга, т.-е. въ пору низшаго солнцестоянiя, возжиганiемъ огней. У южныхъ славянъ накануне Рождества сожигается громадное бревно, носящее названiе 'баднякъ'. Въ Галицкой и Малой Руси наблюдаютъ, чтобы во всю ночь на Рождество горлъ въ хатахъ огонь, мсто же южно-славянскаго бадняка заступила солома, которую жгутъ мстами на второй день праздника, мстами въ Новый годъ. Воспоминанiе о возжигавшихся встарину на праздникъ Рождества (на 'Коляду') кострахъ сохранилось въ нкоторыхъ мало- и галицко-русскихъ рождественскихъ псняхъ ('колядкахъ'), гд, напр., упоминается 'чудо-чудное, вогнемъ страшное',