Александръ Фаминцынъ

Древне - Арiйскiе и древне - Семитскiе элементы въ

же богин, по имени Цица, что значитъ сосокъ. По свидтельству разныхъ старинныхъ авторовъ, записавшихъ древнее вендское преданiе о Циц, это была богиня-кормилица, матъ-кор

47

милица, мать-земля, подательница плодородiя; она изображалась, какъ и Артемида эфесская, съ множествомъ сосковъ на груди. Ей покланялись съ особеннымъ благоговнiемъ безплодныя женщины. Она пользовалась особымъ почитанiемъ въ город Цейц (Zeitz, въ Мерзебургскомъ округ), получившемъ свое названiе отъ имени Цица.

Укажу еше на одинъ изъ интересныхъ мифологическихъ образовъ лелего-карiйскихъ, а именно на Эндимiона, прекраснаго юношу, генiя ночи и глубокаго сна: онъ спалъ непробуднымъ сномъ, сокрытый въ горной пещер, гд еженочно посщала его влюбленная въ него заходящая богиня луны, Селена. Имя юнаго бога производится отъ en-duw , что значить погружаюсь во что-нибудь.-Въ числ кореницкихъ боговъ на остров Руян опять находимъ мифологическую личность, по имени своему буквально совпадающую съ Эндимiономъ. Это-Поренутъ; имя его сближается съ поронути (серб.), ponoriti (чеш.) - погрузиться, означающими буквально то же, что en-duw. Поренутъ, однако, самъ обнаруживаетъ лунную природу и представляетъ, какъ по существу своему, такъ въ особенности по вншнему виду, уже значительное отступленiе отъ соименнаго ему лелего-карiйскаго оригинала.

Ограничиваюсь приведенными параллелями, указывающими на какую-то связь культа балтiйскихъ славянъ съ древнйшими религiозными преданiями восточныхъ народовъ, какъ арiйскаго, такъ и семитскаго племенъ. Своеобразныя, однимъ балтiйскимъ славянамъ свойственныя черты культа, а именно: храмы опредленной архитектуры, съ ихъ украшенiями, пурпуровыми завсами, золотые, мдные или украшенные золотыми и серебряными атрибутами идолы, сословiе жрецовъ,-черты, какъ будто бы непосредственно заимствованныя изъ семитскаго мipa; божества, сближающiяся частью съ древне-семитскими: Святовитъ (Мелкартъ), Сатурнъ (Кронъ-Ваалъ), частью съ лелего-карiйскими: Радегастъ (Зевесъ ратный), Яровитъ (Зевесъ златомечный), Поренутъ (Эндимiонъ), Цица (Артемида эфесская), - все это наводитъ на предположенiе, что балтiйcкiе славяне развились и жили при совершенно иныхъ условiяхъ, чмъ прочiе ихъ соплеменники. Если бы они принесли съ собою съ востока на балтiйское побережье вс упомянутыя преданiя (при чемъ странно было бы предположить, что они одни изъ всхъ славянъ сохранили, практически примнили и развили

48

эти преданiя на новомъ мст своего поселенiя), то слдовало бы ожидать встртить центры идолопоклонства внутри страны, занятой балтiйскими славянами; между тмъ, на самомъ дл, главнйшiе, наиболе прославившiеся центры идолослуженiя расположены почти исключительно на островахъ и берегахъ Балтiйскаго моря: на островахъ Руян (святилища Святовита Арконскаго, Руiевита, Поревита, Поренута Кореницкихъ), Волын (Триглавъ и другiе малые и большiе идолы) и въ прибрежныхъ городахъ: Штетин (Триглавъ), Староград, Росток, Волегаст, Гостьков, Колобрег и др. Все это приводитъ къ предположенiю, что указанныя черты культа балтiйскихъ славянъ, столь разительно отличающiя ихъ отъ другихъ, соплеменныхъ имъ народовъ и въ то же время сближающiя ихъ съ отдаленными, чуждыми имъ восточными народами, не составляли исконнаго ихъ достоянiя, а заимствованы, восприняты ими уже на новомъ мст своего поселенiя отъ какихъ-нибудь предшествовавшихъ славянамъ обитателей балтiйскаго побережья, прибывшихъ сюда съ береговъ Эгейскаго и Средиземнаго морей, въ доисторическiя времена, морскимъ путемъ, и основавшихъ на островахъ и берегахь Балтiйскаго моря торговыя поселенiя и религiозные центры, впослдствiи сдлавшiеся достоянiемъ пришельцевь-славянъ. Слившись съ застигнутымъ ими на балтiйскомъ побережь населенiемъ, славяне восприняли отъ нихъ не только уже готовыя, выработанныя формы культа, но и своеобразныя черты характера: въ отличiе отъ прочихъ соплеменниковъ своихъ, миролюбивыхъ и кроткихъ, балтiйскiе славяне сами сдлались отважными мореплавателями, храбрыми воинами на мор и на суш, грабителями, жестокими, лютыми, кровожадными. Разумется, данное объясненiе своеобразнаго развитiя культуры и права балтiйскихъ славянъ--не боле, какъ предположенiе, гипотеза, требующая фактическаго подтвержденiя. И кто могли быть эти предполагаемые предшественники славянъ на балтiйскомъ побережь?

Разсмотрнiю этого вопроса посвященъ будетъ мною особый очеркъ.