Александръ Фаминцынъ

Древне - Арiйскiе и древне - Семитскiе элементы въ

богу своему жертву, облеченный въ женское одянiе и съ повязкой на голов.

28

Обыкновенiе переряживаться порицалось уже въ книгахъ Ветхаго завта. 'На женщин не должно быть мужской одежды, читаемъ въ книг Второзаконiя, -и мужчина не долженъ одваться въ женское платье, ибо мерзокъ передъ Господомъ Богомъ твоимъ, всякiй, длающiй сiе'. Почти тми-же словами выражается о переряживанiи русскихъ Номоканонъ, изданный въ Кiев въ 1624 г.: 'Нын христианскiя дти cie творятъ: въ одежду женскую мужья облачаются и жены въ мужскую'. Письменныя свидтельства о русскихъ народныхъ маскарадахъ восходятъ до XII или даже до ХI вка. Со временемъ, къ обычаю взаимнаго переряживанiя мужчинъ въ женскiя платья и женщинъ въ мужскiя, естественно, присоединилось облеченiе въ разные характеристическiе костюмы, сдлавшiеся затмъ типическими. Къ числу послднихъ принадлежать, между прочимъ, фигуры народнаго маскарада, изображающiя разныхъ зврей: коня, медвдя, волка, козу и т. п., имвшихъ встарину опредленное мифологическое значенiе.

7. ПЕРВЫЙ СНОПЪ. ПОСЛДНIЕ ПЛОДЫ.

Начало жатвы всюду составляетъ праздникъ мстнаго населенiя. Въ Малой Руси праздникъ Ивана Купала встарину отправлялся какъ торжество, совпадавшее съ 'началомъ жнивъ'. Въ Литв и во многихъ мстахъ Россiи придаютъ особенно важное значенiе первому сжатому на нив снопу. На Руси снопъ этотъ называется именинникомъ. Хозяйка приноситъ его въ избу и ставитъ въ переднемъ углу, у божницы. По обычаю, принятому въ нкоторыхъ малорусскихъ мстахъ, зажинъ длается священникомъ. Въ Литв (и Блоруссiи) первая жница, украшенная цвтами, несетъ первенца жатвы, впереди всхъ жницъ, на барскiй дворъ, гд ожидаетъ работницъ угощенiе. Словомъ, начало жатвы составляетъ выдающееся торжество, и первый снопъ пользуется особеннымъ почетомъ. Соотвтственно этому чехи, при печенiи хлба изъ новой ржи, бросаютъ въ огонь, т.-е. жертвуютъ божеству огня, кусокъ тста. Въ закон Моvсея находимъ цлый рядъ предписанiй, касающихся начала жатвы. Въ числ главнйшихъ, весьма немногочисленныхъ народныхъ праздниковъ, названъ здсь 'праздникъ начатковъ жатвы пшеницы'. Приказалъ Господь Моvсею объявить народу Израилеву слдующiе законы: 'наблюдай

29

и праздникъ жатвы первыхъ плодовъ труда твоего, какiе ты сялъ на пол... Начатки плодовъ земли твоей приноси въ домъ Господа, Бога твоего'. Въ другомъ мст читаемъ: 'когда будешь жать на ней (на обтованной земл) жатву, то принесите первый снопъ жатвы вашей къ священнику. Онъ вознесесетъ сей снопъ передъ Господомъ, чтобы вамъ прiобрсти благоволенiе'

Въ закон-же Моvсеевомъ находить себ объясненiе записанная Гильфердингомъ старинная сербская пословица: 'проклата нива, на kojej клас не ocтaje'. 'Когда будешь жать на пол твоемъ-предписалъ Господь Израилю-и забудешь снопъ на пол, то не возвращайся взять его; пусть онъ останется пришельцу (нищему), сирот и вдов, чтобы Господь, Богъ твой, благословилъ тебя во всхъ длахъ рукъ твоихъ. Когда будешь обивать маслину свою, то не пересматривай за собою втвей; пусть остается пришельцу, сирот и вдов... Когда будешь снимать плоды въ виноградник твоемъ, не обирай остатковъ за собою; пусть остается пришельцу, сирот и вдов'. Проклятiе сербскою пословицею нивы, на которой не осталось ни одного колоса, несомннно, основано на томъ-же начал: оставленные на нив колосья должны поступить въ пользу подбирающихъ ихъ неимущихъ, вдовъ и сиротъ. Отсюда-же объясняется чешское обыкновенiе-на плодовыхъ деревьяхъ оставлять не снятымъ, по крайней мр, по одному плоду; въ противномъ случа дерево, по народному врованiю, въ слдующемъ году не принесетъ ни одного плода.

8. НИЗВЕРЖЕНIЕ ЖЕРТВЫ СЪ ВЫСОТЫ.

Въ разныхъ мстахъ Чехiи до сихъ поръ соблюдается слдующiй своеобразный обычай: 25 iюля, въ день св. Якова, при совершенiи извстныхъ церемонiй, низвергается съ церковной башни, или съ другого возвышеннаго мста, жертвенный козелъ съ позолоченными рогами, убранный цвтами. Кровь этого животнаго собирается и хранится, какъ дйствительное цлебное средство.- Обычай этотъ совершенно напоминаетъ древнiй греческiй обрядъ умилостивительнаго жертвоприношенiя, совершавшагося въ лтнее же время (хотя нсколько раньше, именно въ конц нашего мая) въ честь Аполлона: двое приговоренныхъ къ смерти мужчинъ, или мужчина и женщина, убранные плодами и цвтами, надушенные

30 благовонными травами, въ качеств умилостивительной жертвы, низвергались со скалы. Приносимые такимъ образомъ въ жертву люди назывались лкарственными, цлительными; смерть ихъ должна была обезпечивать