Александръ Фаминцынъ

Древне - Арiйскiе и древне - Семитскiе элементы въ

сюда народъ сходился для общественныхъ молитвъ и жертвоприношенiй, гаданiй и пировъ, для обсужденiя общественныхъ длъ. Самый храмъ, внутренность котораго недоступна была простымъ смертнымъ, представлялъ огороженное стнами и покрытое крышею пространство, заключавшее въ себ святилище, т. е. центральную часть, гд помщалось изображенiе бога (или нсколькихъ боговъ), отдлявшуюся отъ остальной части храма внутренними завсами. Въ нкоторыхъ случаяхъ и наружныя стны храма были не сплошныя, а замщались колоннами, завшанными тканью и служившими опорою для крыши. [ 5 ]

Такой планъ храмовъ тсно сближается съ планомъ храмовъ семитскихъ народовъ, заимствованнымъ ими изъ Египта и основнымъ типомъ которыхъ можетъ служить скинiя евреевъ. Скинiя, имвшая форму параллелограма, окружена была дворомъ, ограда котораго, такъ какъ сооруженiе было походное, представляла не сплошную стну, а рядъ колоннъ, завшанныхъ цвтною тканью. Наружныя стны скинiи, надъ которыми возвышалась крыша изъ цвтныхъ покрывалъ, покрытыхь цвтными же кожами, сдланы

--------------------------------------------------------------------------------

[ 5 ] Подробное описанiе храмовъ балтйскихъ славянъ см. въ моей книг 'Бож. др. слав.' I, стр. 20 и сл.

33

были изь деревянныхъ брусьевъ, а мсто, гд помщался ковчегъ завта, отдлялось внутреннею завсою.

Проведемъ еще параллель между описанiемъ 'города', въ которомъ помщался Ретрскiй храмъ и описанiемъ двора идеальнаго храма Господня въ открывшемся пророку Iезекiлу виднiи. Городъ редарей, Ретра, по свидтельству Титмара Мерзебургскаго (XI в.), былъ снабженъ тремя воротами. Двои изъ этихъ воротъ доступны были каждому, третьи же, на восточной сторон, обращены были къ морю. Изъ такого противоположенiя восточныхъ воротъ другимъ можно вывести заключенiе, что восточныя ворота были недоступны народу. У этихъ воротъ стоялъ извстный Ретрскiй храмъ.-Прор. Iезекiлъ, которому повелно было 'возвстить дому израилеву', для руководства въ будущемъ, устройство храма Господня, какъ оно представилось ему въ виднiи. между прочимъ, пишетъ: 'Вн храма стна со всхъ сторонъ его'. Въ стн трои ворота: сверныя, южныя и восточныя. Народу доступны только двои, изъ нихъ (какъ въ оград Ретрскаго храма)-сверныя и южныя, восточныя же ворота, постоянно запертыя, открываются лишь въ субботу и во дни новомсячья и народу недоступны (опять какъ въ оград Ретрскаго храма),- черезъ нихъ входить и выходить можетъ одинъ только князь.

б. Украшенiя.

Стны храмовъ балтiйскихъ славянъ, иногда и ворота оградъ ихъ, отличались рельефными, рзными украшенiями. Такъ наружныя стны Ретрскаго храма украшены были чудесной рзьбой, представлявшей изображенiя различныхъ боговъ и богинь. Стны Штетинской главной контины (священнаго зданiя) внутри и снаружи покрыты были рзными изображенiями людей, птицъ и зврей. Вншняя сторона Арконскаго храма, по выраженiю Саксона Грамматика (XII в.), блистала искусно сдланными барельефами различныхъ фигуръ. Вншняя сторона воротъ деревянной ограды Староградскаго храма, по словамъ Гельмольда (XII в), была великолпно разукрашена (конечно, также рзными изображенiями).

Испещренiе стнъ зданiй рельефными изображенiями встрчаемъ неоднократно въ произведенiяхъ древняго восточнаго искусства. У вавилонянъ, ассирiянъ, какъ и у египтянъ, стны дворцовъ и храмовъ обыкновенно покрывались рельефами. Изображе-

34 нiями фантастическихъ зврей, грифоновъ, сфинксовъ, преимущественно въ ассирiйско-вавилонскомъ вкус, разукрашены и древнiя, открытыя въ Микен, Спат, Гиметтос, финикiйскiя гробницы. '0тъ верха дверей, какъ внутри храма, такъ и снаружи,-продолжаетъ Iезекiлъ описывать упомянутое выше виднiе свое,- и по всей стн, кругомъ, внутри и снаружи были разныя изображенiя, сдланы были херувимы и пальмы; пальма между двумя херувимами, и у каждаго херувима два лица (одно человческое, другое львиное)'. Развалины ликiйскихъ саркофаговъ и гробницъ, высченныхъ въ скалахъ, или свободно стоящихъ (стиль послднихъ представляетъ подражанiе деревяннымъ постройкамъ, очевидно, преобладавшимъ въ Ликiи), точно также испещрены рельефными изображенiями людей и животныхъ, Здсь присоединяется еще въ высшей степени интересная для насъ черта: упомянутыя рельефныя изображенiя нердко были раскрашены, иные изъ нихъ даже почти какъ произведенiя живописи. Но и на другихъ мстахъ были слды красокъ, свидтельствующiе о томъ, что и самыя строенiя были выкрашены. Слды красокъ на стнахъ финикiйскихъ гробницъ найдены Ренаномъ. По словамъ Дiодора, на стнахъ