Александръ Фаминцынъ

Древне - Арiйскiе и древне - Семитскiе элементы въ

животнаго и съденiе его мяса. Священное значенiе вкушенiя мяса жертвеннаго животнаго, нердко подававшее поводъ къ обрядному объденiю на большихъ народныхъ торжествахъ (ср. послжертвенные пиры въ честь Геракла, Геркулеса, Святовита Арконскаго и др.), подтверждается слдующими словами Ветхаго завта: 'Она (жертва) должна быть съдаема на святомъ мст, на двор скинiи собранiя. Все, что прикоснется къ мясу ея, освятится... Весь мужской полъ священническаго рода можетъ сть ее,-это великая святыня'. На томъ же самомъ принцип основано и величайшее таинство христiанской церкви, предписывающей вкушенiе крови и тла Искупителя мipa, божественнаго агнца, принявшаго на себя грхи человче-

22

ства; священая трапеза христiанской церкви-та же 'великая святыня'; ею врующiе очищаются отъ грховъ и длаются причастными вчной жизни и вчнаго блаженства.

По закону Моvсея, тукъ и сальникъ на печени при 'мирной жертв'' сожигались на жертвенник, изъ остальной же части на долю священника приходились грудь и правое плечо его; при жертв же 'всесожженiя', т -е. при сожиганiи всего животнаго, за исключенiемъ кожи, послдняя поступала въ пользу священника. У болгаръ, по совершенiи обряднаго закланiя барашковъ въ Юръевъ день, попъ, прочтя молитвы, и нын еще беретъ съ каждаго хозяина по четверти барашка, кром прочей провизiи; сходный обычай иметъ мсто и у сербовъ; священникъ же получаетъ и шкуру барашка.

5. ПОМИНАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ.

Къ главнйшимъ поминальнымъ праздникамъ въ Россiи принадлежатъ весенiя поминки, нын совершаемыя въ день Радуницы ('Навiй день'), т.-е. во вторникъ на Фоминой недл, также въ Троицкую субботу; поминаютъ на Руси покойниковъ и наканун масляницы, т.-е. въ самую раннюю весеннюю пору; съ перенесенiемъ же празднованiя Новаго года на 1-ое января, т.-е. на наначало святокъ, поминовенiе усопшихъ родственниковъ мстами, какъ напр. въ Малой Руси, вошло и въ число святочныхъ обрядовъ. Болгары также отправляютъ поминки ('задушницы') въ извстныя субботы въ теченiе весны. Сербо-хорваты справляютъ 'Радуницу' въ понедльникъ на Фоминой недл. Кром того, главнйшимъ поминальнымъ днемъ ('задушница') у сербовъ служитъ всесвятское воскресенье, т.-е. также одинъ изъ весеннихъ праздниковъ.-У древнихъ римлянъ такъ называемые родителъскiе дни (dies parentales) отправлялись передъ самымъ наступленiемъ весны или новаго года, по старому календарю, а именно во второй половин февраля, съ 13-го по 21-е число этого мсяца. Въ Иран, по народному врованiю, души усопшихъ пробуждались весною, вмст съ пробужденiемъ природы. Въ это время, а именно въ теченiе послднихъ пяти дней стараго года (февраля) и первыхъ пяти- новаго (марта), слдовательно, въ тоже, приблизительно, время, какъ у древнихъ римлянъ и славянъ, он нисходили на землю,

23 посщали дома своихъ родственниковъ и принимали отъ нихъ угощенiя: 'Кто жертвуетъ имъ (душамъ усопшихъ)', говорится въ Авест, 'рукою, снабженною мясомъ, рукою, снабженною одеждой, съ молитвою, достигающей чистоты, того благословляютъ удовлетворенные, не мстительные, не оскорбленные, сильные фраваши (души усопшихъ), чистые: въ этомъ дом (говорятъ они) будетъ изобилiе быковъ, людей, въ немъ будутъ быстрые кони и крпкая колесница; тотъ мужъ будетъ пользоваться почтенiемъ, будетъ главою собранiя, кто намъ постоянно жертвуетъ рукою, снабженною мясомъ, рукою, снабженною одеждой, съ молитвою, достигающею чистоты'. Выраженный здсь взглядъ на отношенiе людей къ усопшимъ родственникамъ продолжаетъ и нын существовать въ народ у всхъ славянъ. На Руси, когда зимою, посл трескучихъ морозовъ, настанетъ вдругъ оттепель, поселяне замчаютъ, что 'родители вздохнули', т.-е. мертвые повяли (дохнули) тепломъ, Въ Россiи же существуетъ поврiе, что на первый день Пасхи (одинъ изъ важнйшихъ весеннихъ праздниковъ, когда воскресаетъ природа) открывается небо, и въ продолженiе всей свтлой недли души усопшихъ (подобно иранскимъ фраваши) постоянно обращаются между живыми, посщаютъ своихъ родственниковъ и знакомыхъ, пъютъ, дятъ и радуются вмст съ ними. - Древнiе индусы нердко призывали усопшихъ къ своимъ жертвеннымъ трапезамъ; ихъ, 'родителей', приглашали приссть къ огню, имъ предлагались ежедневно угощенiя, а въ каждое новолунiе въ честь ихъ устраивались особенныя поминалъныя трапезы. Парсы (потомки древнихъ иранцевъ), подобно предкамъ своимъ, въ теченiе перваго года посл смерти кого-либо изъ родственниковъ, поминаютъ его ежедневно молитвою къ фраваши, произносимою передъ дою, а черезъ мсяцъ посл смерти-особенною службою. Затмъ, въ слдующие